Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием:
- заместителя прокурора Удмуртской Республики Перевощикова А.И.,
- представителя административных истцов Фефилова Сергея Валентиновича, Прокошева Константина Владимировича - Луковниковой О.Г., действующей по доверенности от 25 ноября 2015 года сроком на три года и по доверенности от 10 октября 2016 года сроком на пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Фефилова Сергей Валентиновича, индивидуального предпринимателя Прокошева Константина Владимировича о признании пункта 355 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", недействующим со дня его принятия,
установил:
индивидуальный предприниматель Фефилов Сергей Валентинович, индивидуальный предприниматель Прокошев Константин Владимирович (далее по тексту - ИП Фефилов С.В., ИП Прокошев К.В., административные истцы) обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании пункта 355 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", недействующим со дня его принятия.
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 10 декабря 2013 года в общей долевой собственности (ИП Фефилов С.В. - доля в праве 1/5, ИП Прокошев К.В. - доля в праве 4/5) находится объект недвижимости, имеющий производственное назначение: нежилое помещение, общей площадью "данные изъяты" кв.м., этаж "данные изъяты", кадастровый N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес".
Административные истцы применяю упрощенную систему налогообложения (ИП Фефилов С.В - с 16 сентября 2013 года, ИП Прокошев К.Ф. - с 17 июня 2003 года), в том числе в отношении названного объекта недвижимости ими применяется патентная система налогообложения и, в силу положений ст. 346.11 и статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, они освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ постановлением Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года был утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
В указанный перечень объектов недвижимости незаконно включено нежилое помещение (пункт 355), находящееся в их собственности, так как это противоречит статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике".
В нарушение пункта 22 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержденного постановлением правительства Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по определению вида фактического использования нежилых помещений уполномоченным органом не проводились.
Кроме того, нежилое помещение, включенное в Перечень, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике", поскольку расположено на земельном участке с разрешенным использованием - эксплуатация и обслуживание производственных зданий, строений, сооружений промышленности и данное помещение предназначено для использования и фактически используется в целях производственного назначения.
Административные истцы полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права, так как незаконно возлагает обязанность уплатить налог на имущество физических лиц, который в силу положений статьи 409 НК РФ подлежит уплате за 2015 года до 1 декабря 2016 года, что в свою очередь, по мнению административных истцов, свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт продолжает действовать.
ИП Фефилов С.В., ИП Прокошев К.В. просили суд признать пункт 484 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", недействующими со дня принятия.
В судебное заседание ИП Фефилов С.В., ИП Прокошев К.В., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов Луковникова О.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Правительство Удмуртской Республики, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель Правительства Удмуртской Республики обосновал необходимость включения объекта недвижимости принадлежащего административному истцу в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год тем, что полученная информация от органов Росреестра, кадастровой палаты, налоговой службы не вызывает сомнений в использовании данных объектов в торговом или административно-офисном назначении. Указывая так же на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением требований порядка принятия и введения его в действие, а содержание данного нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено без участия административных истцов и Правительства Удмуртской Республики.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, изучив и проанализировав материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".
Текст постановления опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 30 декабря 2014 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04 января 2015 года. Кроме того данное постановление зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 22 января 2015 года N N.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года неоднократно вносились изменения, и в настоящий момент оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики действует в редакциях постановлений Правительства Удмуртской Республики от 05 мая 2015 года N 225, от 29 июня 2015 N 324, от 17 августа 2015 года N 416, от 28 октября 2015 года N 490, от 29 декабря 2015 года N 585.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 НК РФ, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
В пункте 1 статьи 402 НК РФ закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" определено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики").
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельств суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года, содержит строку следующего содержания:
- номер по порядку 355 кадастровый номер помещения N, адрес объекта: "адрес".
Указанное нежилое помещение принадлежит административным истцам на праве собственности, что подтверждается копиями представленного в суд: договора купли-продажи недвижимого имущества от 10 декабря 2013 года и свидетельств о государственной регистрации права от 27 марта 2014 года и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Объект недвижимости расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности (доля ИП Фефилова С.В. в праве собственности 1102/10000, доля ИП Прокошева К.В. в праве собственности 4408/10000). При этом земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания нежилых помещений, площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер земельного участка N. Данный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с 8 октября 2008 года.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2013 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении Фефиловым С.В. статуса индивидуального предпринимателя. Прокошевым К.ЫВ. статус индивидуального предпринимателя приобретен 15 марта 2004 года
ИП Фефилов С.В. с 17 сентября 2013 года, а ИП Прокошев К.В. с 17 июня 2003 года применяют упрощенную систему налогообложения.
В 2015 году административные истцы в отношении осуществляемого ими вида предпринимательской деятельности: сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих на праве собственности, применяли патентную систему налогообложения.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого пункта 355 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
2) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции поименованного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 (далее - Положение).
Из пункта 22 названного Положения следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Согласно пунктам 3 и 5 указанного Положения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики в формах:
1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросом Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами объектов) недвижимости;
3) обследования объектов недвижимости.
Из письменных пояснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что основанием для включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу, в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год послужила информация Росреестра, кадастровой палаты и налоговой службы, а также данные взятые с сайта геоинформационной справочной системы о расположении спорного здания на первой линии транспортной магистрали, с удобными подъездами и парковками, о его окружении офисными комплексами, что, по мнению представителя Правительства Удмуртской Республики, является важным фактором для расположения офисных и торговых площадей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обмен какой-либо информацией в порядке межведомственного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления в отношении нежилого помещения, принадлежащего административным истцам.
Суду не представлено доказательств, позволявших отнести принадлежащий административным истцам объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Как видно из материалов дела, спорное помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" и разрешенным видом использования "для эксплуатации и обслуживания нежилых помещений". Суд полагает, что данный вид использования однозначно не предполагает размещения на нем помещения для производственного назначения, в связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Данные кадастрового паспорта помещения от 11 мая 2011 года свидетельствуют о том, что нежилое помещение, принадлежащее административным истцам, имеет общую площадь помещения 8031,0 кв.м. и не имеет назначения для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом площадь промышленных (производственных) предприятий составляет 5936,4 кв.м. (в т.ч. основная 5468,7 кв.м., подсобная 467,7 кв.м.), а площадь офисов и кабинетов 685 кв.м. Представитель административных истцов в судебном заседании поясняла, что нахождение в спорном помещении офисов и кабинетов вызвано необходимостью обеспечения организации производственных процессов.
Доказательств фактического использования в целях, позволяющих отнести нежилые помещения к Перечню объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, суду так же не представлено. Данное обстоятельство могло быть подтверждено актом обследования, что предусмотрено Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270.
На момент включения нежилого помещения в Перечень обследование спорного объекта недвижимости с целью установления вида фактического использования не проводилось. Документы, послужившие основанием и подтверждающие обоснованность включения спорного здания в Перечень, как фактически используемого для размещения офисных и торговых площадей, в материалах дела отсутствуют.
При этом суд отмечает, что согласно акту обследования от 7 июля 2016 года составленному в соответствии Положением о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270, нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" фактически используется в производственных целях.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год утвержденных постановление Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с кадастровым номером: "данные изъяты".
Поэтому в оспариваемой части нормативный правовой акт в силу положений статьи 6 НК РФ является не соответствующим НК РФ, а так же не соответствует статье 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановления Правительства Удмуртской Республики N 565 от 29 декабря 2014 года в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", то это является основанием удовлетворения заявленных административными истцами требований.
Доводы административных истцов, касающиеся того, что они в силу применения патентной системы налогообложения освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц основаны на неверном толковании норм налогового законодательства, так как в силу пункта 3 статьи 346.11 и подпункта 2 пункта10 статьи 346.43 НК РФ данное обстоятельство не является основанием для освобождения от уплаты налога в отношении объектов включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
Суд отклоняет доводы административного ответчика касающиеся соответствия оспариваемого нормативного акта нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу по тем основаниям, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Проанализировав положения статьей 378.2, 402, 405, 409, 346.11, 346.43 НК РФ суд приходит к выводу, что необходимым условием для уплаты налога на имущество физических лиц в отношении указанного выше объекта недвижимости является включение его в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Административными истцами оспаривается нормативный правовой акт, регулирующий налоговые отношения на календарный 2015 год, при этом данные отношения включают в себя установление обязанности платить данный налог на имущество физических лиц, объекта налогообложения, налогового периода, ставок, льгот, порядка и срока уплаты налога. Последствием принятия настоящего решения суда будет являться вопрос об отсутствии обязанности административных истцов платить налог на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Суд считает, что в период срока для добровольной уплаты налога административные истцы не могут быть лишены возможности оспорить нормативный правовой акт, так как на этот период сохраняются признаки нормативности. С учетом абзаца 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд считает, что ограниченным сроком действия оспариваемого нормативного акта является не налоговый период, который истек 31 декабря 2015 года, а срок уплаты налога на имущество физических лиц, то есть 1 декабря 2016 года, то есть срок добровольного исполнения обязанности налогоплательщика, что так же согласуется с положениями пункта 6 статьи 3 НК РФ.
Судом установлено, что на момент подачи административного искового заявления в суд и рассмотрения дела в суде срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год не наступил, в связи с чем, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ИП Фефилова С.В. и ИП Прокошева К.В. как налогоплательщиков.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание то, что административные истцы в зависимости от принятого решения не будут являться налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ поэтому, оспариваемая истцом часть нормативного правового акта подлежит признанию недействующей с момента принятия данного нормативного правового акта, так как иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов. С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Фефилова Сергей Валентиновича, индивидуального предпринимателя Прокошева Константина Владимировича о признании пункта 355 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", недействующим со дня его принятия удовлетворить.
Признать недействующим пункт 355 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года N 565 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" (в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 05 мая 2015 года N 225, от 29 июня 2015 годаN 324, от 17 августа 2015 года N 416, от 28 октября 2015 года N 490, от 29 декабря 2015 года N 585) с момента принятия.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей 22 ноября 2016 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.