Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
- представителя административного истца Открытого акционерного общества "Сарапульский ликеро-водочный завод" - Желудовой А.Г., действующей на основании доверенности от 30 сентября 2016 года сроком по 31 декабря 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Сарапульский ликеро-водочный завод" к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Сарапульский ликеро-водочный завод" (далее по тексту - ОАО "Сарапульский ЛВЗ", Общество) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общей площадью 6 551 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" (далее по тексту - спорный земельный участок) в размере его рыночной стоимости, равной 1 657 000 рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Общество является арендатором спорного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 761 407 рублей 97 копеек значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 657 000 рублей, определенную Отчетом NОКА180365/ЗУ-2 от 9 июня 2016 года. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Желудова А.Г. административное исковое заявление и доводы, изложенные в нем, поддержала.
Административный ответчик Правительство Удмуртской Республики и заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике и Администрация города Сарапула извещены о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Представителем административного ответчика - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление) Фроловой В.Б. представлено заявление о рассмотрении данного дела без участия представителей Управления.
Из представленных Управлением письменных пояснений видно, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В силу статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 6551 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" что подтверждается постановлением Главы Администрации города Сарапула от 26 ноября 2003 года N3110 "О передаче Открытому акционерному обществу "Сарапульский ликеро-водочный завод" земельного участка по адресу: "адрес" в аренду", договором аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ГУ "Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Сарапула и Открытым акционерным обществом "Сарапульский ликеро-водочный завод".
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Причем для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 октября 2012 года N П/483) от 14 сентября 2016 года N 407 отклонено заявление ОАО "Сарапульский ЛВЗ" от 30 августа 2016 года, в виду того, что при рассмотрении представленных документов выявлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" (далее по тексту - Постановление N 531) в размере 5 761 407,97 рублей (строка "данные изъяты" приложения N 1 в разделе Город Сарапул) и является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела.
Земельный участок с кадастровым номером N относится к ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15 августа 2003 года, а его кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 531 по состоянию на 01 января 2015 года, внесена в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований представлен Отчет NОКА180365/ЗУ-2 от 9 июня 2016 года по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, из которого следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 1 января 2015 года составила 1 657 000 рублей.
Согласно положительного экспертного заключения на данный отчет, выполненного экспертом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Свободный Оценочный Департамент" N 2081/С-16 от 20 июля 2016 года, представленный на экспертизу Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В силу части 2 статьи 47 КАС РФ, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении Отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности Отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном Отчетом ОКА180365/ЗУ-2 от 9 июня 2016 года по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 657 000 рублей.
Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае ОАО "Сарапульский ЛВЗ" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 30 августа 2016 года.
Следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определенный Постановлением N 531, внесен в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, а в Комиссию ОАО "Сарапульский ЛВЗ" обратилось 30 августа 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, а именно с момента вступления судебного постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Сарапульский ликеро-водочный завод" к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общей площадью 6 551 кв.м. по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" размере его рыночной стоимости, равной 1 657 000 рублей определенной в соответствии с Отчетом N ОКА 180365/ЗУ-2 от 9 июня 2016 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Оценка. Консалтинг. Аудит" по состоянию на 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления считать 30 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 14 ноября 2016 года
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.