Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,
с участием:
- представителя административного истца Пензина Романа Юрьевича - Никитина И.Л., действующего на основании доверенности от 14 октября 2016 года сроком на пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пензина Романа Юрьевича к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Пензин Р.Ю. (далее по тексту - административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 209346+/-801 кв.м., категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - под строительство кирпичного завода, 2 скважины с подъездной дорогой, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" (далее по тексту - спорный земельный участок) в размере его рыночной стоимости, равной 26 884 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что Пензин Р.Ю. является арендатором спорного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 54 748 165 рублей 92 копейки значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2015 года в размере 26 884 000 рублей, определенную Отчетом N от 30 июня 2016 года. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец Пензин Р.Ю. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Никитина И.Л.
В судебном заседании представитель административного истца Никитин И.Л административное исковое заявление и доводы, изложенные в нем, поддержал.
Административный ответчик Правительство Удмуртской Республики и заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике и Администрация муниципального образования "Завьяловский район" извещены о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Представителем административного ответчика - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление) Тихоновой Е.В. представлено заявление о рассмотрении данного дела без участия представителей Управления.
Из представленных Управлением письменных пояснений видно, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В силу статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В судебном заседании установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 209346+/-801 кв.м., категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - под строительство кирпичного завода, 2 скважины с подъездной дорогой, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", что подтверждается договором аренды земельного участка N от 1 августа 2013 года.
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 10 июня 2014 года.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Причем для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона N 135-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2015 года N 529 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года". Названным постановлением утверждена кадастровая стоимость земельных участков земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года. Земельный участок с кадастровым номером N отражен в строке "данные изъяты", его кадастровая стоимость определена в размере 54 748 165 рублей 92 копейки.
При рассмотрении дела установлено, что в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик спорного земельного участка, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, не вносилось. Кадастровая стоимость земельного до настоящего времени не изменялась и остается прежней.
В судебном заседании установлено, что расчет арендных платежей по договору аренды производится по формуле, одним из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора, Пензин Р.Ю. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" об оценке рыночной стоимости земельного участка N от 30 июня 2016 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером N на дату оценки 01 января 2015 года составила 26 884 000 рублей.
Согласно положительного экспертного заключения на данный отчет, выполненного экспертом Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" N от 12 июля 2016 года, экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В силу части 2 статьи 47 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом независимого оценщика Отчета Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" об оценке рыночной стоимости земельного участка N от 30 июня 2016 года по состоянию на 01 января 2015 года в размере 26 884 000 рублей.
Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 529 от 23 ноября 2015 года, были внесены в государственный кадастр недвижимости 27 декабря 2015 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд Пензин Р.Ю. обратился 10 октября 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, а именно с момента вступления судебного постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 249, 175-180 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Пензина Романа Юрьевича к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 209346+/-801 кв.м., категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - под строительство кирпичного завода, 2 скважины с подъездной дорогой, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 26 884 000 рублей, определенной в соответствии с Отчетом N от 30 июня 2016 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Перспектива" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления считать 10 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 ноября 2016 года
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.