Судья Верховного суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 7 ноября 2016 года дело по жалобе исполняющего обязанности Главы Администрации муниципального образования "Оленье Болото" на решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2016 года, которым постановление заместителя начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР от 27 июля 2016 года Кубашевой С.В. о привлечении Администрации муниципального образования "Оленье Болото" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) оставлено без изменения,
установила:
постановлением заместителя начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмурткой Республике от 27 июля 2016 года Кубашевой С.В. Администрация муниципального образования "Оленье Болото" привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2016 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе исполняющий обязанности Главы Администрации муниципального образования "Оленье Болото" просит отменить решение судьи от 10 октября 2016 года по жалобе на постановление, признать незаконным постановление о привлечении к административной ответственности. Полагает, что Администрация МО "Оленье Болото" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является арендатором, землепользователем, землевладельцем, указанного в постановлении земельного участка, на который также не установлены публичные и иные сервитуты. Судьей не принят во внимание тот факт, что земельный участок, указанный в постановлении о привлечении к административной ответственности, принадлежит гражданам на праве коллективно-долевой собственности. Администрация муниципального образования "Оленье Болото" не имеет полномочий по владению, распоряжению, либо использованию данного земельного участка. Фактических доказательств того, что Администрация муниципального образования "Оленье Болото" имеет полномочия по распоряжению, владению, либо пользованию земельного участка суду не представлено. Суду так же не представлены доказательства принадлежности части земель, на которой расположена свалка мусора, Администрации. Администрация муниципального образования "Оленье Болото" не согласна с выводами суда, поскольку возложение ответственности на муниципальное образование за правонарушения на земельных участках, находящихся в собственности граждан противоречит принципам справедливости.
В судебном заседании защитник Администрация муниципального образования "Оленье Болото" Сафронов Н.В. (доверенность от 27 октября 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года) доводы и требования жалобы поддержал.
Представители административного органа Русских А.Ш. (доверенность от 17 мая 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года), Кулигина Т.В (доверенность от 12 января 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года) просили отказать в удовлетворении жалобы, решение и постановление оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав участников процесса, прихожу к выводу, что оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не имеется.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ об административных правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.
Из материалов дела усматривается, что актом проверки Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике N 15 от 24 июня 2016 года установлено, что 6 июня 2016 года в 14 часов 00 минут при проведении осмотра территории муниципального образования "Оленье Болото" на предмет действующего земельного законодательства в 1,0 км юго-восточнее д. Оленье Болото, в 400 м западнее существующего кладбища выявлено перекрытие плодородного слоя почвы отходами производства и потребления (картонные коробки, древесные остатки, шифер, ветошь, стеклянная и пластиковая тара, сухие ветки, полиэтилен и др.). На площади 0,1890 га (длиной 45 метров, шириной 42 метра). На данном земельном участке отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки, запрещающие вывоз мусора. Отходы производства и потребления складываются поверх плодородного слоя почвы, происходит физическое захламление земель. Источником захламления являются упаковочные материалы продуктов питания и бытовых предметов, пластиковые и стеклянные бутылки, жестяные банки, полиэтилен, ветошь, древесные остатки, бумага, стеклобой, и другие твердые бытовые отходы.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации муниципального образования "Оленье Болото" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Установив данные обстоятельства, судья районного суда исходила из того, что в материалах дела имеется совокупность допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих, что собственником или правообладателем земельного участка является муниципальное образование "Оленье Болото" и пришла к выводу о наличии в деянии Администрации муниципального образования "Оленье Болото" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Данный вывод судьи районного суда нахожу правильным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
На момент проверки достоверно установлено, что земельный участок находится в границах муниципального образования, следовательно, администрация муниципального образования "Оленье Болото" обязана была принимать меры, направленные на защиту его от захламления, учитывая, что земельный участок находится в неразграниченной коллективно-долевой собственности, одним из собственников которого является Администрация муниципального образования "Оленье Болото".
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки N15 от 24 июня 2016 года с фототаблицами к нему, протоколом об административном правонарушении N34 от 29 июня 2016 года, кадастровой выпиской о земельном участке N от 7 июня 2016 года.
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, а также достаточными для разрешения дела.
Иные доводы уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой не имею возможности, ввиду ее правильности.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на существо вынесенного постановления в ходе производства по делу, не допущено.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда и постановление должностного лица подлежат оставлению без изменения, являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решила:
решение судьи Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2016 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике от 27 июля 2016 года Кубашевой С.В. о привлечении Администрации муниципального образования "Оленье Болото" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.