Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу Главы администрации муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" Коробкова И.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 26 августа 2016 года, которым
Коробков ФИО3 - Глава муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2016 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 26 августа 2016 года,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 26 августа 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2016 года, Глава муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" Коробков И.Н. (далее - Глава поселения) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, Коробков И.Н. выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, указывая на их незаконность и необоснованность, просит их отменить, производство по делу прекратить. Считает свою вину недоказанной, несвоевременное перечисление денежных средств на проведение муниципальных выборов не поставило под угрозу их проведение, что свидетельствует о малозначительности деяния. Указывает, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Главы Администрации муниципального образования "Соузгинское сельское поселение", а мировой судья привлёк к административной ответственности Главу муниципального образования "Соузгинское сельское поселение".
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статья 5.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для финансирования расходов связанных с подготовкой и проведением выборов предусмотрен 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Порядок и сроки финансирования муниципальных выборов на территории Республики Алтай установлены Законом Республики Алтай от 05.05.2011 N 14-РЗ "О муниципальных выборах в Республике Алтай", согласно которому расходы, связанные с подготовкой и проведением соответствующих муниципальных выборов производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета. Средства на подготовку и проведение выборов в размере, определенном сметой расходов на подготовку и проведение данных выборов, предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете на очередной финансовый год. Средства на подготовку и проведение муниципальных выборов поступают на счет соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (статья 43 Закона от 05.05.2011 N 14-РЗ).
По смыслу указанных норм финансирование расходов связанных с подготовкой и проведением местных выборов осуществляется из бюджета соответствующего муниципального образования, при этом неперечисление средств соответствующей избирательной комиссии, либо перечисление финансирования с нарушением установленных законом сроков образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что решением Майминской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай N 5/6 от 29 июня 2016 года на 18 сентября 2016 года назначено проведение дополнительных выборов депутата Соузгинского сельского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 10. Данное решение опубликовано в районной газете "Сельчанка" 01 июля 2016 года. Денежные средства на финансирование местных выборов поступили в распоряжение Майминской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай 03 августа 2016 года, то есть с нарушением установленных сроков.
Таким образом, Главой муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" нарушен предусмотренный действующим законодательством 10-дневный срок для перечисления средств, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутата Соузгинского сельского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 10, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением территориальной избирательной комиссии о назначении выборов, письмом от 14.06.2016 о направлении Главе поселения сметы расходов на подготовку и проведение выборов, письмом Главы поселения от 21.07.2016 о выделении опережающего трансферта для оплаты проведения выборов, а также иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, с соблюдением требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Судьи первой и второй инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Коробкова И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 5.21 КоАП РФ.
Доводы жалобы Коробкова И.Н. о недоказанности вины сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не ставят под сомнение наличие в действиях Коробкова И.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Согласно положениям Устава муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация Соузгинского сельского поселения Республики Алтай, которую возглавляет Глава поселения (статьи 21, 33 Устава).
Глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, исполняет полномочия председателя Совета депутатов, а также на принципах единоначалия руководит Администрацией муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" (статья 33 Устава).
В соответствии со статьёй 34 Устава муниципального образования Глава поселения является распорядителем средств по расходам, предусмотренным в местном бюджете связанным с деятельностью Совета депутатов, обеспечивает составление проекта бюджета поселения, вносит проект бюджета в Совет депутатов, представляет отчёт о его исполнении.
Аналогичные полномочия по формированию проекта и исполнению местного бюджета осуществляет Администрация муниципального образования "Соузгинское сельское поселение". Кроме того, Администрация муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" обязана осуществлять материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов (пункт 36 статьи 37 Устава).
Таким образом, с учётом установленных по делу фактических обстоятельств, судьи первой и второй инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии вины Главы поселения Коробкова И.Н. в совершения правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ, в том смысле, который предусматривает статья 2.4 КоАП РФ для административной ответственности должностных лиц.
Положения Устава муниципального образования предусматривают особый правовой статус Главы поселения, который в одном лице совмещает руководство представительным органом муниципального образования и исполнительно-распорядительным органом - Администрацией муниципального образования (статья 33 Устава). В связи с этим привлечение к административной ответственности Главы поселения не свидетельствует о незаконности принятых судебных постановлений, поскольку Коробков И.Н., являясь Главой поселения, одновременно замещает должность Главы администрации МО "Соузгинское сельское поселение".
Ссылка Коробкова И.Н. о том, что Устав муниципального образования Соузгинское сельское поселение Майминского района Республики Алтай не приобщен в качестве доказательства к материалам дела не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку данный документ является муниципальным нормативным правовым актом, официально опубликован (обнародован) и размещён в открытом доступе на официальном сайте МО "Майминский район".
Довод жалобы о наличии в деянии Коробкова И.Н. малозначительности был предметом рассмотрения в суде второй инстанции и получил надлежащую оценку.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает для судьи, рассматривающего дело, право освободить лицо от административной ответственности при малозначительности совершенного деяния.
Согласно разъяснениям в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Состав правонарушения, предусмотренного статьёй 5.21 КоАП РФ, образует несвоевременное или неполное перечисление средств на подготовку и проведение выборов. Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов или референдума. Состав данного правонарушения является формальным и для квалификации содеянного по указанной статье не требуется наступления вредных последствий.
Право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме является одним из основных прав граждан Российской Федерации, гарантированных статьей 32 Конституции Российской Федерации. При этом совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 5.21 КоАП РФ, ставит под угрозу реализацию гражданами данных конституционных прав.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения Коробкова И.Н. от ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения не имеется.
Наличие иной судебной практики по делам об административных правонарушениях, о чём указывает в жалобе Коробков И.Н., не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку в силу статьи 1.1 КоАП РФ судебные акты по конкретным дела не относятся к законодательству об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Коробкова И.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.21 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено мировым судьей с учётом требований статьи 4.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 5.21 КоАП РФ, в минимальных пределах.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Майминского района Республики Алтай от 26 августа 2016 года, решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2016 года, вынесенные в отношении Главы муниципального образования "Соузгинское сельское поселение" Коробкова И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Коробкова И.Н. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай
М.В. Алексина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.