Судья Забайкальского краевого суда Карабельский А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Кошелева В.А. на постановление судьи Центрального районного суда города Читы от 5 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
администрации муниципального района "Читинский район", ИНН 7524000811, ОГРН 1027500847934, юридический адрес: Забайкальский край, г.Чита, ул.Ленина, д.157
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда города Читы от 5 октября 2016 года дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района "Читинский район" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представителем лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, подана жалоба, в которой он высказывает несогласие с принятым решением. Находит ошибочным вывод суда о том, что администрация муниципального района "Читинский район" не является субъектом вменяемых нарушений, поскольку администрация, являясь органом местного самоуправления, при решении вопроса по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района, обязана учитывать требования Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Оспаривает и довод суда о принятии всех зависящих от администрации мер по соблюдению обязательных требований, ссылаясь на отсутствие объективных доказательств. Просит отменить постановление суда с направлением дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц: представителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Кошелева В.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации городского округа "Город Чита" Ядрищенскую О.В., просившей постановление судьи оставить без изменения, прихожу к следующему.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ)
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В частности, это граждане, достигшие 16 лет, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, 7 июня 2016 года с 11 часов 20 минут до 12 часов 00 минут главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю произведен осмотр территории санкционированной свалки твердых бытовых отходов по адресу: Забайкальский край, Читинский район, п. Атамановка, а/д "Чита-Забайкальск" 23 км, владение 1 на предмет соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д.10-11). В результате осмотра установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на земельном участке, отведенном под санкционированную свалку на территории сельского поселения "Атамановское" организована ненадлежащим образом, в результате чего постоянно происходит возгорание твердых бытовых отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального района "Читинский район" к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях администрации муниципального района "Читинский район" состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к правильным выводам, что администрация не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Администрации Читинского района, обязанной в силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организовать деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов, вменяется в вину невыполнение конкретных требований, содержащихся в пунктах 5.4, 5.5 и 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01. То есть, по мнению Роспотребнадзора, на районную администрацию возложены обязанности уплотнять отходы ТБО изолирующим слоем грунта, проводить осмотр и очистку санитарно-защитной зоны полигона, не допускать сжигание на территории полигона ТБО, принимать меры по недопустимости самовозгорания ТБО и т.д.
Вместе с тем, согласно п. "к" договора N1692 аренды земельного участка от 25 декабря 2009 года, заключенного между администрацией муниципального района "Читинский район" и ИП Волощук И.П., арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству участка (л.д.24).
Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия на территории арендуемого земельного участка обязан выполнять ИП Волощук И.П.
Кроме того, прекращая производство по делу, суд обоснованно сослался на вступившее в законную силу решение Читинского районного суда Забайкальского края от 16 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к ИП Волощуку И.П. о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении к выполнению указанных требований, на ответчика возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований санитарного законодательства допущенные при эксплуатации вышеназванной санкционированной свалки (полигон ТБО) по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Аамановка, а/д "Чита-Забайкальск" 23 км 1 владение.
Доводы жалобы во внимание не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречии условиям договора аренды.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Центрального районного суда города Читы от 5 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.
Судья Забайкальского краевого суда Карабельский А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.