Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Ходусовой И.В., Кузнецовой О.А.
при секретаре Кимовой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 24 августа 2016 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов Филимонова М.А., Труфановой Л.П., Ивановой Н.В., Веретенниковой В.А., Юкечевой И.В., Ман-Ван-Дэ Е.И., Зыковой Е.Х., Ерошкиной Н.Ф., Кривошеевой А.П., Перфильевой М.М., Перовой М.В. к Открытому акционерному обществу "Читаэнергосбыт" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению представленную на общедомовые нужды за период с "Дата" по "Дата", исключив начисления потребителям,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Резанова В.А. на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 18 мая 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Забайкальского края удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" произвести в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за период с "Дата" по "Дата"г. потребителям:
- Филимонову М.А., по адресу: "адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Труфановой Л.П., по адресу: "адрес"
"адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Ивановой Н.В., по адресу: "адрес",
исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Веретенниковой В.А. по адресу: "адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Юкечевой И.В. по адресу: "адрес",
исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Ман-Ван-Дэ Е.И. по адресу: "адрес",
исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Зыковой Е.Х. по адресу: "адрес"
"адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Ерошкиной Н.Ф. по адресу: "адрес"
"адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Кривошеевой А.П. по адресу: "адрес"
"адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Перфильевой М.М. по адресу: "адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
- Перовой М.В. по адресу: "адрес", исключив начисление в размере "данные изъяты" руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Читаэнергосбыт" в доход Администрации городского округа "город Чита" государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Забайкальского края обратилась в суд с вышеуказанным иском в интересах Филимонова М.А., Труфановой Л.П., Ивановой Н.В., Веретенниковой В.А., Юкечевой И.В., Ман-Ван-Дэ Е.И., Зыковой Е.Х., Ерошкиной Н.Ф., Кривошеевой А.П., Перфильевой М.М., Перовой М.В., ссылаясь на то, что ОАО "Читаэнергосбыт" в нарушение норм действующего жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, производит начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды непосредственно собственникам (пользователям) жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", находящего в управлении ООО " "данные изъяты"" на основании договора управления многоквартирным домом. Заключенный договор содержит положения об обязанностях управляющей компании предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов, а также обязанность собственников (пользователей) помещений ежемесячно вносить коммунальные услуги. Просила обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению представленную на общедомовые нужды в период с "Дата" по "Дата": Филимонову М.А., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Труфановой Л.П., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Ивановой Н.В., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Веретенниковой В.А., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Юкечевой И.В., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Ман -Ван -Дэ Е.И., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Зыковой Е.Х., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Ерошкиной Н.Ф., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Кривошеевой А.П., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Перфильевой М.М., исключив начисление в размере "данные изъяты" рублей; Перовой М.В., исключив начисление в размере "данные изъяты" руб. (л.д. 3-4).
Судом постановленоприведенное выше решение (л.д. 113-120).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Резанов В.А. полагает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно п.п. 2,14,15 Правил предоставления коммунальных услуг. Указывает, что управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация. Таким образом, ОАО "Читаэнергосбыт" в соответствии с п. 2 правил N 354 является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения. Считает, что плату за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды потребитель должен производить непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, следовательно начисление и требования платы за потребленную электрическую энергию на ОДН к собственникам помещений обоснованны и законны. Просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать (л.д. 125-127).
В суд апелляционной инстанции истцы Веретенникова В.А., Зыкова Е.Х., Ерошкина Н.Ф., извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, ходатайство об отложении дела не заявили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Гофунхай А.С., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца по доверенности Забелиной Е.В., истцов Филимонова М.А., Труфановой Л.П., Ивановой Н.В., Юкечевой И.В., Ман-Ван-Дэ Е.И., Кривошеевой А.П., Перфильевой М.М., Перовой М.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО "Читаэнергосбыт" предоставляет коммунальные услуги по электроснабжению, в том числе на общедомовые нужды, в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес".
При этом управление многоквартирным домом с "Дата" осуществляет управляющая организация ООО " "данные изъяты"".
Обращаясь в суд, Государственная жилищная инспекция Забайкальского края просила обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению представленную на общедомовые нужды за период с "Дата" по "Дата"
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ОАО "Читаэнергосбыт" по начислению платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды при наличии способа управления многоквартирным домом управляющей организацией является незаконным, в связи с чем обязал ответчика произвести перерасчет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО "Читаэнергосбыт" вправе начислять плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
Согласно п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 указанных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из приведенных норм следует, что при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом управляющей организацией или товариществом собственников жилья именно они наделяются статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания таких услуг именно на них лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что граждане не являются исполнителями услуг по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом и, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды, энергоснабжающая организация не вправе производить начисление платы за потребляемую электроэнергию на общедомовые нужды.
Кроме того, согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сведений о том, что собственники спорного многоквартирного жилого дома приняли решение о внесении платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, непосредственно в ОАО "Читаэнергосбыт", материалы дела не содержат.
Отсутствие у ОАО "Читаэнергосбыт" договора на отпуск электрической энергии с управляющей организацией и товариществом собственников жилья не может свидетельствовать о законности действий ответчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности начисления ответчиком платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, потребителям спорных многоквартирных домов.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ингодинского районного суда г. Читы от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО "Читаэнергосбыт" Резанова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.