Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Жилинского А.Г.
судей Доржиевой Б.В., Толстоброва А.А.,
при секретаре Брюховой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 ноября 2016 года гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N", Администрации городского округа "Город Чита", Комитету образования администрации городского округа "Город Чита" о признании действия (бездействия) незаконным, понуждении к действиям
по апелляционным жалобам представителя Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" по доверенности - К ... , заведующей МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" С ...
на решение Центрального районного суда города Читы от 14 июля 2016 года, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю удовлетворены частично. Постановлено признать бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N", Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства в части обеспечения твердым покрытием (асфальт, бетон и др.) въезда на территорию детского сада, проездов, дорожек к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора - нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.
Обязать МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N":
- обеспечить твердым покрытием (асфальт, бетон и др.) въезд на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора в срок до "Дата";
- обеспечить соответствие нормативным требованиям температуры воздуха в туалетной группы N; в игровой, приемной, спальне, туалетной группы N, в пищеблоке на рабочем месте повара в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- обеспечить соответствие нормативным требованиям относительной влажности воздуха в игровой, приемной, туалетной группы N, в игровой, спальной, приемной, туалетной группы N в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- обеспечить соответствие нормативным требованиям уровней общей искусственной освещенности в игровой, приемной групп N, N в течение 5-ти месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- обеспечить наличие локальной вытяжной вентиляции над электроплитой в пищеблоке в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- обеспечить соответствующий требованиям рацион питания в учреждении в срок в течение 10 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в силу.
Обязать администрацию городского округа "Город Чита", Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" организовать финансирование работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N"):
- для обеспечения твердым покрытием (асфальт, бетон и др.) въезд на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора в срок до "Дата";
- для обеспечения соответствия нормативным требованиям температуры воздуха в туалетной группы N; в игровой, приемной, спальне, туалетной группы N, в пищеблоке на рабочем месте повара в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- для обеспечения соответствия нормативным требованиям относительной влажности воздуха в игровой, приемной, туалетной группы N, в игровой, спальной, приемной, туалетной группы N в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- для обеспечения соответствия нормативным требованиям уровней общей искусственной освещенности в игровой, приемной групп N, N в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- для обеспечения локальной вытяжной вентиляции над электроплитой в пищеблоке в течение 3-х месяцев со дня вступления настоящего решения в силу;
- для обеспечения соответствующий требованиям рацион питания в учреждении в срок в течение 10 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в силу.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия,
установила:
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в суд с указанным исковым заявлением (л.д. 1-4), мотивируя тем, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Дубины Л.Е. от "Дата" N, распоряжения о продлении сроков плановой выездной проверки от "Дата" N в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N", выявлены нарушения санитарных правил N от "Дата", выдано предписание об их устранении. По факту выявленных нарушений в отношении заведующей МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" С ... возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ. Ранее дважды заведующая МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" обращалась в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" с просьбой оказать содействие в установке вытяжной вентиляции на пищеблок и приточной вентиляции "данные изъяты" о чем свидетельствуют два письменных заявления "данные изъяты". До настоящего времени, со слов заведующей, решение не принято. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Вопреки указанным нормам закона, образовательным учреждением не выполняются требования санитарного законодательства, что свидетельствует о том, что не созданы безопасные условия для присмотра, ухода и образования детей в учреждении, создана угроза жизни и здоровья детей и персонала. Истец просил признать бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N", Комитета образования администрации городского округа "Город Чита", администрации городского округа "Город Чита" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания. Обязать МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" устранить нарушения ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно: обеспечить твердым покрытием (асфальт, бетон и др.) въезд на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора в срок до "Дата"; обеспечить ограждающим устройством отопительный прибор в спальной группы N в срок до "Дата"; обеспечить соответствие нормативным требованиям температуры воздуха в туалетной группы N; в игровой, приемной, спальне, туалетной группы N, в пищеблоке на рабочем месте повара в срок до "Дата"; обеспечить соответствие нормативным требованиям относительной влажности воздуха в игровой, приемной, туалетной группы N, в игровой, спальной, приемной, туалетной группы N в срок до "Дата"; обеспечить соответствие нормативным требованиям уровней общей искусственной освещенности в игровой, приемной групп N, N в срок до "Дата"; обеспечить наличие локальной вытяжной вентиляции над электроплитой в пищеблоке в срок до "Дата"; обеспечить для сна использование кроватей с жестким ложем или трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватей, исключив 4-х уровневые в срок до "Дата"; обеспечить соответствующий требованиям рацион питания в учреждении в срок до "Дата"; обязать Администрацию городского округа "Город Чита", Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" организовать финансирование указанных работ путем перечисления денежных средств на счет образовательного учреждения (МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N").
Судом принято приведенное решение (л.д. 67-71).
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" - К ... высказывает несогласие с принятым решением (л.д. 74-76). Указывает, что бюджет городского округа "Город Чита" на 2016 год утвержден решением Думы городского округа "Город Чита" от "Дата" N "Об утверждении Бюджета городского округа "Город Чита" на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" с дефицитом "данные изъяты". Согласно плану капитальных ремонтов образовательных учреждений, утвержденному комитетом образования администрации городского округа "Город Чита" на 2016 год МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" денежные средства не выделялись. Муниципальное задание для бюджетного учреждения формируется и утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в соответствии с предусмотренными основными видами деятельности учреждения в учредительных документах. Для МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N", муниципальное задание формирует и утверждает комитет образования администрации городского округа " "адрес"". Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями, осуществляется перечислением денежных средств из бюджета городского округа "Город Чита" Комитету образования администрации городского округа "Город Чита" в виде субсидий единой суммой. В дальнейшем, комитет образования администрации городского округа "Город Чита" доводит объемы субсидий на выполнение муниципального задания до подведомственных учреждений, в т.ч. и до МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N". Перераспределить средства путем изменения муниципальных заданий учреждений не представляется возможным в связи с тем, что муниципальные задания утверждены. Просит отменить решение Центрального районного суда г. Читы от 14 июля 2016 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" (л.д. 77-79) С ... , приводит доводы, аналогичные доводам жалобы представителя К ... , и обращает внимание, что МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" коммерческой деятельности не осуществляет, без обеспечения финансовыми средствами, учреждение устранить выявленные нарушения не имело и не имеет возможности, а бюджет городского округа " "адрес"" на 2016 год принят с дефицитом. Просит изменить решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" в части, отказать в удовлетворении требований о признании бездействия МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N", комитета образования администрации городского округа " "адрес"", администрации городского округа " "адрес"" по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства, установить срок устранения выявленных нарушений: по обеспечению соответствия нормативным требованиям относительной влажности воздуха в игровой, приемной, туалетной группы N, в игровой, спальной, приемной, туалетной группы N до "Дата"; по обеспечению соответствия нормативным требованиям уровней общей искусственной освещенности в игровой, приемной групп N, N до "Дата"; по обеспечению наличия локальной вытяжной вентиляции над электроплиткой в пищеблоке до "Дата".
Выслушав представителя истца Баранову А.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, представителя ответчиков - Администрации городского округа "Город Чита" и Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" - К ... , просившую об отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе, представителя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" Никитину С.В., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под охраной государства.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья. Согласно ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Исходя из положений ст. 11 Федерального закона от 30.09.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, оказываемых услуг.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дано понятие санитарно-эпидемиологических требований, это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В ст. 28 и ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации пребывания детей в МДОУ "Детский сад комбинированного вида N" установлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно нарушения обязательных требований ст. 11, 24, 28, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.21, 8.3, 8.7, 8.4, 13.4, 7.1, 6.13, 15.1, 15.4 СанПиН 2.4.1.3049 -13.
К компетенции учреждения относится, в том числе среди прочих, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников детского сада; каждому ребенку гарантируется охрана жизни и здоровья. Учредителем учреждения является Администрация городского округа "Город Чита", полномочия и функции учредителя осуществляет Комитет образования администрации городского округа "Город Чита".
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" свидетельствует о непринятии ответчиками комплекса мер, направленных на профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада и нарушает права детей на охрану здоровья, в связи с чем, в соответствии с вышеприведенными нормами закона правомерно возложил на ответчика МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" обязанность по их устранению, а на ответчика Администрацию городского округа "Город Чита", как учредителя муниципального дошкольного образовательного учреждения - обязанность по обеспечению финансирования указанных работ.
Очевидно, что допущенные нарушения требований санитарных норм носят длящийся характер и на момент рассмотрения спора не только не были устранены, но и отсутствовала реальная перспектива их устранения ввиду ненадлежащего финансирования со стороны учредителя.
Ссылка в жалобах на дефицит бюджета и отсутствие возможности выделить дополнительные средства на устранение нарушений, что исключает возможность исполнения решения суда в установленные сроки, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции по существу спора и не может служить основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, при определенных обстоятельствах и наличии уважительных причин, ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Апелляционные жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в них доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" К ... , заведующей МБДОУ "Детский сад комбинированного вида N" С ... - без удовлетворения.
Председательствующий Жилинский А.Г.
Судьи Доржиева Б.В.
Толстобров А.А.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.