Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
судей Ходюкова Д.С., Пичуева В.В.
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 9 ноября 2016 года дело по административному исковому заявлению прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Акшинский район" об обязании обеспечить наружное освещение участков автомобильных дорог общего пользования, местного значения муниципального района "Акшинский район",
по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района "Акшинский район" Бутылкиной Г.В.,
на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 6 сентября 2016 года, которым постановлено:"административное исковое заявление прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Акшинский район" об обязании обеспечить наружное освещение участков автомобильных дорог общего пользования, местного значения муниципального района "Акшинский район" удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального района "Акшинский район" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения требований п.4.2.2 и п.п.4.6.1-4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", обеспечить наружное освещение следующих участков автомобильных дорог общего пользования, местного значения муниципального района "Акшинский район": пешеходный переход расположенный по адресу: с.Акша, ул.Ленина,31; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,32; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,37; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина, 47; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,53; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина, 55; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Карла Маркса, 3; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Карла Маркса, 55; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Феоктистова, 49; пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.1-ое Мая.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
11.08.2016 прокурор Акшинского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка по обращению Ветошкина А.М. о неосвещении автомобильных дорог общего пользования муниципального района "Акшинский район". Согласно информации, предоставленной ОГИБДД ОМВД России по Акшинскому району Забайкальского края в нарушение требований п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", п.4.2.2 и п.п.4.6.1-4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", уличное освещение на территории муниципального района "Акшинский район" организовано ненадлежащим образом. Ненадлежащее уличное освещение на территории поселения ставит под угрозу безопасность дорожного движения и создает условия для совершения правонарушений и преступлений в темное время суток, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального района. Просил обязать администрацию муниципального района "Акшинский район" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения требований п.4.2.2 и п.п.4.6.1-4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", обеспечить наружное освещение следующих участков автомобильных дорог общего пользования, местного значения муниципального района "Акшинский район": 1)пешеходный переход расположенный по адресу: с.Акша, ул.Ленина,31; 2)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,32; 3)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,37; 4)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина, 47; 5)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина,53; 6)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Ленина, 55; 7)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Карла Маркса, 3; 8)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Карла Маркса, 55; 9)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.Феоктистова, 49; 10)пешеходный переход расположенный по адресу с.Акша ул.1-ое Мая.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района "Акшинский район" Бутылкина Г.В. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, неправильным истолкованием норм права, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что при вынесении решения суд не учел факт, что в рамках Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится освещение улиц, в том числе и дорог. По сложившейся судебной практике при привлечении должностных лиц сельских поселений к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а именно за отключение освещения дорог в ночное время, привлекаются именно должностные лица органов местного самоуправления сельских поселений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Арутюнова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно названным изменениям вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации исключены из вопросов местного значения сельских поселений и отнесены к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
При рассмотрении дела судом установлено, что пешеходные переходы автомобильных дорог по ул. Ленина, ул. Карла Маркса, ул. Феоктистова и ул. 1-ое Мая в с. Акша, в нарушение требований п.4.2.2 и п.п.4.6.1-4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", не обеспечены наружным освещением, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения.
Данные обстоятельства не оспариваются и подтверждаются актом проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 04.08.2016, составленным при участии сотрудников ОГИБДД МО МВД России "Акшинский".
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в деле доказательств, суд правильно установилфакт ненадлежащего содержания автомобильных дорог и непринятие администрацией муниципального района "Акшинский район" мер по устранению указанных нарушений, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на пользование безопасными дорогами в сельском поселении, создает угрозу жизни и здоровью, имуществу неопределенного числа участников дорожного движения.
Поскольку с 01 января 2015 года к компетенции сельского поселения разрешение вышеуказанных вопросов не отнесено, в то же время их решение Федеральным законом возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, довод апелляционной жалобы о ненадлежащем ответчике муниципальном районе "Акшинский район" подлежит отклонению. Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, однако в материалы настоящего дела такого соглашения не представлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 6 сентября 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи Д.С. Ходюков
В.В. Пичуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.