Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей А.В. Мелихова и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе И.Г.Г. на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 11 июля 2016 года, которым в удовлетворении иска И.Г.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан об оспаривании решения отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения И.Г.Г., его представителя И.Я.Ф. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика И.А.К., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.Г.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан (УПФ России в Пестречинском районе) об оспаривании решения.
В обоснование иска указал, что 7 декабря 2015 года он обратился в УПФ России в Пестречинском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, имея на тот момент требуемую законом продолжительность специального страхового стажа. Однако ответчик решением от 16 декабря 2015 года N ... в назначении страховой пенсии отказал по причине отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа - 25 лет. При подсчете продолжительности специального стажа не был принят к зачету период его службы в Вооруженных Силах СССР и периоды работы в профессиональном лицее N ... с 1991 по 1992 года и с 1992 по 1993 года, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил лишь 21 год 01 месяцев 12 дней. Поэтому он просил признать решение ответчика незаконным и признать за ним право на досрочную пенсию.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали; представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу. Указывает, что при принятии решения судом нарушены нормы материального права, не применены нормы права, подлежащие применению. На момент обращения в пенсионный орган у него имелся специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, равный 2/3 его, следовательно, спорные периоды подлежали включению в специальный стаж и он имел право на назначение досрочной страховой пенсии.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель поддержали апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просили решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ", действовавшего до 1 января 2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 7 декабря 2015 года И.Г.Г. обратился в УПФ России в Пестречинском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако ответчик решением от 16 декабря 2015 года N ... в назначении страховой пенсии отказал истцу ввиду отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа - 25 лет. При подсчете продолжительности специального стажа ответчиком не был принят к зачету период его службы в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1985 года по 27 мая 1987 года и периоды его работы в профессиональном лицее N ... , два учебных года за 1991-1992 и 1992-1993 годы. При этом специальный стаж истца, принятый ответчиком к зачету, составил 21 год 01 месяцев 12 дней.
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, исходил из отсутствия оснований для назначения досрочной страховой пенсии в связи наличием у истца специального стажа на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью менее 25 лет, поскольку не имелось правовых оснований для включения в специальный стаж вышеуказанных спорных периодов.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами.
Довод ответчика об отсутствии условий для включения в педагогический стаж истца периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР является необоснованным.
Как усматривается из военного билета, истец с 14 мая 1985 года по 27 мая 1987 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункту 4 вышеназванного Положения время службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
По смыслу указанной нормы права 2/3 стажа работы по специальности работнику требовалось иметь на момент обращения за назначением пенсии.
Учитывая, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (без учета оспариваемых периодов), им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР не подлежит включению в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводом суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж истца периодов его работы в профессиональном лицее N ... , двух учебных лет в 1991-1992 и 1992-1993 годах.
В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы) ... , лицей.
Согласно пункту 14 вышеуказанных Правил работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Согласно имеющемуся в материалах дела приказу по профессиональному лицею N ... от 22 декабря 1999 года N ... И.Г.Г., мастеру п/о, в связи с очередной аттестацией в 1999 году зачислены два года в педагогический стаж, фактически проведенные в 1991-1992, 1992-1993 учебных годах по 369 часов педагогической нагрузки, не включенных в тарификацию приказом. При этом основаниями вынесения данного приказа указаны отчеты о проведенных часах преподавателями в 1991-1992, 1992-1993 учебные годы и журналы теоретического обучения.
Согласно вновь представленной справке о возрастном составе обучающихся в ГАПОУ " "данные изъяты" авиационно-технический колледж имени "данные изъяты"" (согласно справке от 11 октября 2016 года N ... - ранее профессиональный лицей N ... ) от 11 октября 2016 года N ... в учебный период с 1 января 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 1 января 1992 года по 31 декабря 1992 года, с 1 января 1993 года по 31 декабря 1993 года процент обучающихся до 18 лет составлял соответственно 70,3; 83,91; и 71,5, то есть более 50% детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, спорные периоды службы в Вооруженных Силах СССР и периоды работы в профессиональном лицее N ... , два учебных года за 1991-1992 и 1992-1993 годы подлежали включению в специальный стаж истца и, соответственно, с включением спорных периодов в специальный стаж у истца на момент обращения в пенсионный орган возникло право на назначение досрочной страховой пенсии, поскольку имелся необходимый стаж, который составлял более 25 лет.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из указанных мотивов, решение суда, как постановленное при неправильном применении нормы материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Общая суммарная продолжительность специального стажа истца с учетом периодов, включенных пенсионным органом в бесспорном порядке (21 год 01 месяц 12 дней), а также спорных периодов, включенных судебной коллегией, составляет более 25 лет, что свидетельствует о возникновении у истца права на досрочную страховую пенсию по старости на момент обращения за назначением указанной пенсии.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 11 июля 2016 года по данному делу отменить, принять новое решение.
Иск И.Г.Г. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан включить в специальный стаж И.Г.Г. для назначения досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью период службы в Вооруженных Силах СССР с 14 мая 1985 года по 27 мая 1987 года и период работы в профессиональном лицее N ... , два учебных года за 1991-1992 и 1992-1993 годы и назначить ему досрочную страховую пенсию с 7 декабря 2015 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.