Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Джидыбаева З.Д. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года, которым Джидыбаеву З.Д. отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об отмене постановления заседания жилищной комиссии, закреплении за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения, восстановлении в списке на получение сертификата и внеочередное предоставление жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джидыбаев З.Д. обратился в суд с иском Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет) в вышеприведенной формулировке. В обоснование требований указано, что постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ... от 14 декабря 2010 года за несовершеннолетним Джидыбаевым З.Д., оставшегося без попечения родителей, закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии при Исполнительном комитете ... от 15 августа 2011 года, истец был исключен из сводного списка получателей сертификатов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом восстановления в списке на получение сертификата при предоставлении документов для подтверждения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ... от 03 августа 2012 года за Джидыбаевым З.Д. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения с 12 сентября 2001 года. 21 декабря 2015 года истец обратился к ответчику с письмом о разъяснении его положения, на что был получен ответ за ... от 31 декабря 2015 года о том, что истец в сводный реестр Министерства образования и науки Республики Татарстан не включен, в связи с нехваткой прилагаемых документов. Истец с указанными разъяснениями не согласен, поскольку с выпиской из протокола ... от 15 августа 2011 года он не был своевременно ознакомлен. В связи с чем истец просил отменить постановление заседания жилищной комиссии при Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 12 августа 2011 года и принять новое решение, которым закрепить за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения с 12 сентября 2001 года, восстановить его в списке на получение сертификата и внеочередного предоставления жилого помещения.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Джидыбаев З.Д просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе отмечается, что выводы суда противоречат нормам жилищного законодательства и ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Выражает несогласие с выводом суда о том, что Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не является надлежащим ответчиком по делу. Ссылается, что ответчик как орган, вынесший оспариваемое постановление должен нести за него ответственность.
Истец, ответчик в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
На основании статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ... от 14 декабря 2010 года за несовершеннолетним Джидыбаевым З.Д., оставшегося без попечения родителей, закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии при Исполнительном комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ... от 15 августа 2011 года вынесено постановление об исключении Джидыбаева З.Д. из сводного списка получателей сертификатов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с правом восстановления в списке на получение сертификата при предоставлении документов на отца для подтверждения статуса ребенка.
Постановлением ... о внесении изменения в постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ... от 14 декабря 2010 года за Джидыбаевым З.Д. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения с 12 сентября 2001 года.
21 декабря 2015 года истец обратился к ответчику с просьбой проинформировать в течение, какого времени будет исполнено вышеуказанное постановление.
Исполнительный комитет города Альметьевска письмом от 31 декабря 2015 за ... сообщил истцу о том, что он состоит в общем списке детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей с 13 февраля 2006 года. В сводный реестр Министерства образования и науки Республики Татарстан истец не включен в связи с отсутствием полного пакета документов. На момент смерти отца (11 ноября 2008 года), Джидыбаеву Д.В. исполнилось 23 года. Для включения в реестр Министерства образования и науки Республики Татарстан истцу предложено представить пакет документов в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 17 марта 2014 года N 3680/13 "О внесении изменений в приказ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан не является уполномоченным органом по работе с детьми-сиротами, не наделен полномочиями по формированию списка и предоставления во внеочередном порядке жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Соглашаясь с итоговым выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-3РТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилых помещений и дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение данной категории граждан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 12 февраля 2009 года N УП-70 "О дополнительных мерах по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
В силу "Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты).
Заключение о невозможности возвращения детей-сирот в ранее закрепленное жилое помещение принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения жилого помещения.
Размер субсидии определяется для детей-сирот - исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного пунктом 7 настоящих Правил, и средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Республике Татарстан, утверждаемой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период.
Органы местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня представления документов, предусмотренных пунктами 9 или 10 настоящих Правил, организуют работу по их проверке.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании за гражданином права на получение сертификата.
В случае признания за гражданином права на получение сертификата органом местного самоуправления одновременно принимается решение о включении его в списки граждан на получение сертификата.
В случае признания за гражданином права на получение сертификата на него заводится учетное дело.
О принятом решении гражданин уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня его принятия.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, в пятидневный срок формирует и утверждает сводные списки граждан на планируемый год по каждой категории граждан.
Сводные списки граждан формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан на соответствующий финансовый год на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формирует списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году и списки граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году, и направляет их в органы местного самоуправления и специализированную организацию.
Владелец сертификата представляет сертификат в специализированную организацию и заключает договор на приобретение жилого помещения по форме, утвержденной специализированной организацией, а также направляет в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заявление о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Джидыбаев З.Д. поставлен на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты", что свидетельствует о признании за ним право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное право истца не отменено и никем не оспорено.
Оспариваемым постановлением Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района ... от 15 августа 2011 года в предоставлении жилищной субсидии истцу не отказано, заявителю предложено предоставить документы в соответствии с требованиями п. 9 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732, необходимый для включения истца в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района ... от 15 августа 2011 года и признания за истцом право на внеочередное предоставление жилого помещения не имеется.
Иной вывод суда, которым в числе прочего был мотивирован отказ в удовлетворении иска в связи с предъявлением иска в указанной части надлежащему ответчику, в данном случае нельзя признать обоснованным.
Тем не менее, это не повлияло на правильность итогового решения по существу спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оставляет состоявшееся судебное постановление без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Джидыбаева З.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.