Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, Г.А. Абдуллиной
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе И.Х. Мугинова на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 09 августа 2016 года. Этим решением постановлено:
в удовлетворении искового заявления И.Х. Мугинова к Муниципальному казенному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить земельные участки в собственность за плату путем проведения аукциона отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения И.Х. Мугинова в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
И.Х. Мугинов обратился с иском к Муниципальному казенному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту ПИЗО) о возложении обязанности предоставить земельные участки в собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что обращался в ПИЗО с просьбой предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами N ... , ... , ... , ... , ... , ... , расположенные по адресу: "адрес". При этом им проведены необходимые кадастровые работы, земельные участки поставлены на кадастровый учет. Ответчиком письмом от 25 августа 2016 года при отсутствии законных оснований отказано в предоставлении земельных участков.
В судебном заседании И.Х. Мугинов, уточнив исковые требования, просил признать незаконным отказ в предоставлении земельных участков, возложить на ответчика обязанность провести аукцион по продаже земельных участков под размещение объектов проката.
Представитель ПИЗО Р.А. Кагиров просил в иске отказать. Пояснил, что предоставление земельных участков, находящихся в земельном фонде муниципального образования, в аренду, в собственность путем проведения торгов является правом муниципального образования, истцу отказано в предоставлении земельных участков, при этом земельные участки, на предоставлении которых настаивает истец, не образованы. Кроме того, имеется решение суда, которым на истца возложена обязанность снести установленные рекламные щиты, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами ... , ...
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе И.Х. Мугинов ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. При этом обращает внимание на то, что иск подан в связи с бездействием ответчика. Считает, что судом не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не истребованы учетные дела земельных участков, а также материал, подтверждающий отказ ответчика в предоставлении истцу спорных земельных участков.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции И.Х. Мугинов апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Из материалов дела усматривается, что И.Х. Мугинов обратился в ПИЗО через официальный портал интернет-приемная с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность для использования под размещение объектов проката.
Как видно из письма ПИЗО от 25 августа 2016 года, заявление И.Х. Мугинова рассмотрено на комиссии по земельным вопросам 24 августа 2016 года, принято решение о проведении комиссионного осмотра земельных участков с дальнейшим разрешением вопроса о возможности предоставления земельного участка.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, исходил из отсутствия правовых оснований для признания действии (бездействия) ответчика по не принятию решения по заявлению И.Х. Мугинова о предоставлении испрашиваемых истцом земельных участков в собственность незаконными.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно действующему земельному законодательству право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть реализовано лишь с соблюдением административных процедур, связанных с принятием уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения о передаче такого земельного участка в собственность.
Из пунктов 1.2 и 3.2 положения о Муниципальном казенном учреждении "Палата имущественных и земельных отношений" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Бавлинского районного Совета от 18 мая 2012 года N 105 следует, что палата является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет непосредственно полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе находящимися в муниципальной собственности акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также земельными участками, находящимися в ведении или собственности муниципального района в пределах, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального района. Выполняет в установленном законодательством порядке функции продавца муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Заключает со специализированными организациями договоры о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
Из положений статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1).
Запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2).
Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона (пункт 3).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (пункт 4).
Исходя из изложенных норм права истец как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, должно было подготовить схемы расположения испрашиваемых земельных участков и обратиться к ответчику с заявлением об их утверждении.
Истцом в суд первой инстанции доказательств, свидетельствующих о соблюдении им предусмотренной законодательством процедуры, предшествующей рассмотрению ответчиком вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков, не представлено.
Так, на основании вышеизложенных норм права до разрешения вопроса о предоставлении спорных земельных участков ответчиком истцу требовалось осуществить мероприятия по формированию испрашиваемых земельных участков, подготовить схемы их расположения на местности. После чего обратиться с заявлением к ответчику об утверждении указанных схем расположения земельных участков.
Указанная процедура ответчиком соблюдена не была, доказательств обратного истцом суду не представлено. В этой связи рассмотрение вопроса о признании незаконными действий (бездействия) ответчика по не принятию решения по заявлению истца о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность является преждевременным, вследствие чего действия (бездействия) ответчика, о незаконности которых заявлены настоящие требования, не могут быть признано неправомерными.
При этом суд первой инстанции верно учел, что истцом также не представлено описание местоположения испрашиваемых земельных участков, а также каких-либо документов, определяющих местоположение границ спорных земельных участков при их образовании. Тем самым суд пришел к верному выводу, что указанные земельные участки не являются индивидуально-определенной вещью и не могут быть вовлечены в гражданский оборот, что также исключает возможность признания каких-либо прав на данные земельные участки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не истребованы учетные дела земельных участков, а также материал, подтверждающий отказ ответчика в предоставлении истцу спорных земельных участков, не могут служить основаниями для отмены правильного по существу решение суда. Поскольку по данным категориям дел обязанность представлять доказательства лежит на истце, ходатайств об истребовании каких-либо доказательств им заявлено не было, оснований для истребования указанных документов судом по собственной инстанции не имелось.
При таких данных решение суда по данному делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по гражданскому делу установлены судом правильно и в необходимом объёме, выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 09 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу И.Х. Мугинова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.