Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И.Муртазина,
судей А.Р.Гаянова и Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н.Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года, которым иск удовлетворен, и постановлено:
обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Татлыбаева М.С. период работы электромонтером по монтажу электрооборудования, занятого непосредственно на объектах добычи нефти и газа, на Центральной базе производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок Производственного объединения "Татнефть" с 1 января 1992 года по 31 марта 2000 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ назначить М.С.Татлыбаеву досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с 19 февраля 2016 г.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ в пользу М.С.Татлыбаева судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан - О.В.Антоновой, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
М.С.Татлыбаев обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан о включении в специальный стаж периода работы и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указывая, что решением ответчика от 3 марта 2016 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в который не был включен период работы электромонтером по монтажу электрооборудования, занятого непосредственно на объектах добычи нефти и газа, на Центральной базе производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок Производственного объединения "Татнефть" с 1 января 1992 г. по 31 октября 1996 г. по четвертому разряду, с 1 ноября 1996 г. по 31 марта 2000 г. по пятому разряду (8 лет 3 месяца).
Полагая данное решение незаконным, истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда с 19 февраля 2016 г.,
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО "УК "Система-Сервис".
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для зачета спорных периодов работы истца в специальный стаж.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФ России в Ново-Савиновском районе г.Казани апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец в суд не явился, о времени и месте заседания надлежащим образом извещен, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 части 1 и частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии;
периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"
Из материалов дела усматривается, что 19 февраля 2016 года истец обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, в назначении которой решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ от 3 марта 2016 года ему отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
В стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, ответчиком не включен период работы электромонтером по монтажу электрооборудования, занятого непосредственно на объектах добычи нефти и газа, на Центральной базе производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок Производственного объединения "Татнефть" с 1 января 1992 года по 31 марта 2000 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности осуществления истцом работы, предусмотренной списком N2, а также из того, что ответчиком был включен в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы истца на том предприятии с 24 июля 1989 года по 31 декабря 1991 года, с неизменной трудовой функцией.
Между тем, судом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Список N 2, утвержденный указанным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел 12 "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, угля и сланца", подраздел 1 "Бурение" предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение рабочих по профессии "электромонтеры по обслуживанию буровых"; "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятые непосредственно на буровых", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата".
Наименование должности, в которой работал истец, в Списке N 2 от 1991 года не значится, а из представленных в суд доказательств не следует, что указанная должность тождественна должности "электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятые на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата".
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наименование профессии, указанной в трудовой книжке истца не соответствует наименованию профессии по Списку N 2 1991 года.
Объективных и бесспорных доказательств тому, что в оспариваемый период времени истец постоянно выполнял работы по профессии электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на объектах добычи нефти, газа и газового конденсата, последним суду первой инстанции не представлено.
Представленной истцом справкой работодателя, уточняющей особый характер работы, указанный период работы во вредных условиях также не подтвержден.
Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж М.С.Татлыбаева спорного периода его работы (Список N 2) для досрочного назначения трудовой пенсии по старости вывод суда о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является неправомерным.
Так как неправильное применение судом норм материального и процессуального права повлекло постановление по делу незаконного решения, судебная коллегия полагает необходимым обжалуемое решение отменить и постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости истца периода работы электромонтером по монтажу электрооборудования, занятого непосредственно на объектах добычи нефти и газа, на Центральной базе производственного обслуживания по прокату и ремонту электропогружных установок Производственного объединения "Татнефть" с 1 января 1992 года по 31 марта 2000 года и назначении досрочной трудовой пенсии с 19 февраля 2016 года.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2016 года по данному делу отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска М.С.Татлыбаева к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г.Бугульма Республики Татарстан о включении в специальный стаж периода работы и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.