Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Логуновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе З.Р.М., З.Р.Р. на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26 августа 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований З.Р.М., З.Р.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Управлению жилищной политики Исполнительного Комитета муниципального образования г.Казани о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, признании незаконным отказа о переводе из муниципального специализированного жилищного фонда, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения З.Р.М. и его представителя С.Н.Б. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя ИК МО г.Казани, Управления Жилищной Политики ИК МО г. П.Р.В. и представителя Управления Министерства внутренних дел по г.Казани - Л.М.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.Р.М. и Р.Р. обратились в суд с иском к Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, признании незаконным отказа о переводе из муниципального специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что З.Р.М. является нанимателем жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: "адрес" на основании договора социального найма от 04 августа 2014 года. Указанная квартира передана З.Р.М. по договору социального найма N13914. Вместе с З.Р.М. в указанной квартире проживает его дочь З.Р.Р.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии УВД по г.Казани N5 от 25 мая 2009 года, истец с 14 марта 1995 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Ново-Савиновского района г.Казани, а также с 22 мая 2009 года был поставлен на учет нуждающихся в служебном жилом помещении.
В связи с тем, что вопрос о предоставлении жилья решался на протяжении 5 лет, истец был вынужден обратиться в банк для получения кредита "Приобретение готового жилья" в размере 2000000 руб., сроком на 15 лет. На предоставленные кредитные денежные средства истец приобрел земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес".
13 февраля 2015 года Управлением жилищной политики ИК МО г.Казани было рассмотрено ходатайство начальника УМВД по г.Казани об исключении из муниципального специализированного жилищного фонда "адрес", занимаемой бывшим сотрудником органов внутренних дел г.Казани З. P.M.
Решением ИК МО г.Казани в удовлетворении ходатайства было отказано, поскольку имелась справка из Росреестра по РТ о наличии сведений о регистрации права собственности З.Р.М. на индивидуальный жилой "адрес" общей площадью 93,5кв. м. по "адрес", в связи с чем, обеспеченность семьи З. P.M. из двух человек на одного члена семьи составляет более учетной нормы.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем квартиры по адресу: "адрес" является Муниципальное образование "город Казань Республика Татарстан". Никаких сведений, по мнению истца, которые могли бы отнести это жилое помещение к категории служебной не имеется.
Истец считает, что спорная квартира представлена истцу по договору социального найма. Кроме того, на момент заключения договора найма жилого помещения, 04 августа 2014 года истец был уволен из управления МВД России по г.Казани с 19 апреля 2012 года.
Продолжительность службы З.Р.М. согласно выписке из приказа МВД по РТ N156 л/с от 19 апреля 2012 года составляет 22 года 9 месяцев 25 дней.
Истец просил признать незаконным отказ Управления жилищной политики ИК МО г.Казани от 13 февраля 2015 года о переводе из муниципального специализированного жилищного фонда, признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, общей площадью 45,8 кв.м. (жилой площадью 14,4 кв.м.), расположенное по адресу: "адрес"А, "адрес" за З.Р.М., З.Р.Р. по 1/2 доли в праве за каждым.
Определением суда от 27 июля 2016 года в качестве соответчика привлечен ИК МО г.Казани.
Представитель З.Р.М. - Б.А.И. иск поддержал в полном объеме.
Представитель ИК МО г.Казани - Г.Р.Р. иск не признал.
Представитель третьего лица Управления Министерства Внутренних дел по г. С.Ф.Ш. с иском не согласилась.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе З.Р.М. и Р.Р. просят отменить решение суда и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы приведены доводы искового заявления, выражают несогласие с выводами суда. Считают, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1,3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно п. 2.2 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 21.06.2012 N4098 "О внесении изменения в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 06.03.2009 N1462" служебные жилые помещения могут быть исключены из муниципального специализированного жилищного фонда:
по ходатайствам руководителей Управления внутренних дел Российской Федерации по г.Казани, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, дислоцирующихся в г.Казани при условии общей продолжительности службы сотрудников в органах внутренних дел более 10 лет;
На основании п.4 Постановления Исполкома муниципального образования г. Казани от 21.06.2012 N4098 "О внесении изменения в Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 06.03.2009 N1462" Управление жилищной политики Исполнительного комитета г.Казани принимает решение об отказе в исключении служебных жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда в случаях:
- если гражданин, которому было выделено служебное жилое помещение, обеспечен жильем в г. Казани более учетной нормы на одного члена семьи.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из домовой книги по адресу: "адрес"А, "адрес" проживают З.Р.М. и его дочь З.Р.Р.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии УВД по г.Казани N5 от 25 мая 2009 года, истец ранее, с 14 марта 1995 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД Ново-Савиновского района г.Казани, а также был поставлен на учет нуждающихся в служебном жилом помещении с 22 мая 2009 года.
Согласно выписке из приказа МВД по РТ N156 л/с от 19 апреля 2012 года майор полиции З.Р.М. уволен по п.4 ч.2 ст.82 ФЗ-342 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел" по выслуге лет, при этом стаж работы по состоянию на 19 апреля 2012 года составляет 22 года 09 месяцев 25 дней.
04 августа 2014 года между ООО УК "Уютный дом" в лице собственника ИК МО г. Казани и З.Р.М. заключен договор найма служебного жилого помещения по "адрес"А, "адрес".
Согласно кредитному договору N114905 от 30 октября 2014 года, оформленному в ОАО "Сбербанк", истцом получен кредит в размере 2000000 руб., сроком на 15 лет, для приобретения земельного участка и жилого дома по адресу: "адрес".
13 февраля 2015 года Управлением жилищной политики ИК МО г.Казани было рассмотрено ходатайство начальника УМВД РФ по г.Казани об исключении из муниципального специализированного жилищного фонда "адрес", занимаемой бывшим сотрудником органов внутренних дел г.Казани З. P.M.
Решением Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в удовлетворении заявления о снятие статуса служебного помещения с "адрес" было отказано, поскольку имелась справка из Росреестра по РТ о наличии сведений о регистрации права собственности З.Р.М. на индивидуальный жилой "адрес" общей площадью 93,5 кв.м. по "адрес" и таким образом, обеспеченность семьи З. P.M. из двух человек на одного члена семьи составляет более учетной нормы.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем квартиры по адресу: "адрес" является Муниципальное образование "город Казань Республика Татарстан".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно Постановлению ИК МО г.Казани от 03 декабря 2013 года "адрес" включена в число служебных помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Таким образом, занимаемое истцом жилое помещение относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.
Кроме того, обеспеченность семьи З. P.M. из двух человек на одного члена семьи составляет более учетной нормы, поскольку за З.Р.М. зарегистрировано права собственности на индивидуальный жилой "адрес" общей площадью 93,5 кв.м. по "адрес".
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы подателя жалобы о том, что квартира предоставлена истцу на условиях социального найма, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку 04 августа 2014 года между ООО УК "Уютный дом" от имени собственника ИК МО г. Казани и З.Р.М. заключен договор найма служебного жилого помещения по "адрес"А, "адрес". То обстоятельство, что на момент заключения указанного договора истец был уволен со службы по выслуге лет, не свидетельствует о заключении с истцом договора социального найма.
Кроме того, как следует из объяснений сторон в суде апелляционной инстанции, фактически спорная квартира была предоставлена истцу в период службы в 2009 году.
При изложенных обстоятельствах решение суда постановленов соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении суда, признаны неосновательными. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 26 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Р.М., З.Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.