Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 13 июля 2016 года, которым удовлетворен иск Ежова А.А., постановлено:
Признать незаконным решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, изложенное в протоколе N ... от 26 ноября 2015 года в части, касающейся отказа Ежову А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России постановить Ежова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 декабря 2013 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан - Косова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Ежова А.А., возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ежов А.А. обратился к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН России по РТ) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - комиссия ФСИН России) от 26 ноября 2015 года об отказе в постановке
Ежова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности принять Ежова А.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 декабря 2013 года в порядке очередности.
В обоснование заявленных требований указано, что Ежов А.А. проходил службу в УФСИН России по РТ. 17 декабря 2013 года истец обратился к директору ФСИН России через территориальную подкомиссию УФСИН России по РТ с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2013 года N 369. 26 ноября 2015 года комиссией ФСИН России вынесено решение об отказе Ежову А.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Отказ мотивирован тем, что истец проживал с 16 ноября 2001 года по 10 октября 2012 года по адресу: "адрес", однако по указанному адресу не представлены выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета по адресу. Тем самым истцом не представлены обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства России от
24 апреля 2013 года N 369.
Истец с указанным решением от 26 ноября 2015 года не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Согласно подпункту "з" пункта 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2013 года N 369, сотрудник к заявлению обязан приложить выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. Требуя документы по адресу: "адрес", ФСИН России сделан вывод, что истец сменил место жительства 10 октября 2012 года. Однако, с 16 ноября 2001 года по настоящее время истец проживает постоянно в одном жилом помещении по адресу: "адрес". Ранее жилое помещение, занимаемое истцом, имело номер ... Распоряжением главы Администрации Кировского района г. Казани N ... от 27 марта 2007 года были внесены изменения в нумерацию квартир дома "адрес". Согласно пункту 1.108 указанного распоряжения, комната ... стала квартирой ... Таким образом, истец с 2001 года не менял своего места жительства, а решением уполномоченного органа была осуществлена перенумерация жилого помещения, где он проживал. 10 октября 2012 года истец отразил в паспорте указанные изменения нумерации квартиры, а не изменил место жительства.
В суде первой инстанции Ежов А.А. исковые требования поддержал.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по РТ иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по РТ просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указывает, что при подаче рапорта 17 декабря 2013 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Ежовым А.А. в нарушение подпунктов "з", "и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, не был представлен финансово-лицевой счёт или заменяющий документ по адресу: "адрес".
В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России и УФСИН России по РТ - Косов А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы,
Ежов А.А. возражал доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под сотрудниками применительно к положениям названного закона понимаются, в том числе лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В силу части 1, пунктов 2 части 3 статьи 4 Федерального закона
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Из материалов дела следует, что Ежов А.А. проходил службу в УФСИН России по РТ и имеет выслугу более 22 лет в календарном исчислении.
17 декабря 2013 года Ежов А.А. обратился к директору ФСИН России через Территориальную подкомиссию УФСИН России по РТ с рапортом о принятии его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с решением Территориальной подкомиссии УФСИН России по РТ от 20 декабря 2013 года документы Ежова А.А. были направлены в Комиссию УФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учёт.Решением комиссии ФСИН России от 26 ноября 2015 года Ежову А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2013 года N 369.
Согласно положениям подпункта "з" пункта 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям части 3 статьи 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.
Судом установлено, что Ежов А.А. с 16 ноября 2001 года проживает в квартире "адрес", ранее данная квартира имела номер ...
На основании распоряжения Главы администрации Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 27 марта 2007 года N ... внесены изменения в нумерацию квартир дома "адрес", комната ... стала квартирой ...
В 2012 году при перенумерации помещений службой ЖЭУ произведена перерегистрация Ежова А.А. в квартире "адрес".
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, Ежов А.А. не имеет, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит. Зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью 30,1 кв. м, где помимо истца зарегистрированы и проживают бывшая жена и сын. Собственниками квартиры являются все зарегистрированные в равных долях - по 1/3 доли. На долю истца приходится 10,03 кв. м.
Указанные обстоятельства отражены в выписке из протокола заседания Территориальной подкомиссии N ... от 20 декабря 2013 года, однако не были учтены комиссией ФСИН России при рассмотрении вышеуказанного заявления Ежова А.А.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Ежова А.А. являются правильными.
Согласно п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утверждённого приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, на Комиссии в числе иных возложены функции, связанные с принятием документов для получения единовременной выплаты и их проверки на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
При предоставлении Ежовым А.А. рапорта в Территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Из описи документов учётного дела Ежова А.А. следует, что к рапорту им приложены необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 вышеуказанных Правил, в том числе выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет. В выписке из домовой книги от 14 декабря 2013 года четко указано о перерегистрации всех зарегистрированных по адресу: "адрес".
Представителем ответчика не оспаривалось, что иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Ежова А.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что копия распоряжения о перерегистрации жильцов дома "адрес" от 27 марта 2007 года N 152 поступила в комиссию ФСИН после рассмотрения учетного дела Ежова А.А. и принятия решения об отказе в постановке его на учёт, не влияют на правильность вынесенного решения суда. Вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось Комиссией ФСИН более года; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия выписки из домовой книги, финансового лицевого счета является необоснованным, поскольку указанные документы согласно описи документов учетного дела Ежова А.А., комиссии представлены были. Более того, в выписке из протокола N ... заседания Территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Татарстан от 20 декабря 2013 года указано о перенумерации помещения, в котором зарегистрирован истец.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановленозаконное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 13 июля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.