Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 07 сентября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Латыпова М.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить,
решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда России в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан ... от "дата" отменить,
обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в "адрес" и "адрес" Республики Татарстан включить в трудовой стаж Латыпов М.С. периоды работы на Крайнем Севере с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в должности директора предприятия товарищества с ограниченной ответственностью "Делор" и назначить досрочную трудовую пенсию с "дата"
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Латыпова М.С. - Гизатуллиной А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Латыпов М.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан (далее - Управление) о назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование своих требований Латыпов М.С. указал, что решением ответчика от 10 августа 2016 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа 07 лет 06 месяцев за работу на Крайнем Севере.
Основанием для принятия указанного решения явились неполная уплата страховых взносов работодателем. Из трудовой книжки истца следует, что он в период с 26 марта 1984 года по 31 марта 1995 год проработал в различных предприятиях расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следовательно, его трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающий право на получение льготной пенсии, составляет более 11 лет.
Истец просил признать незаконным решение Управления от 10 августа 2016 года и обязать Управление назначить ему досрочную страховую пенсию с 16 мая 2016 года.
С учетом уточнения исковых требований представитель истца просил включить в специальный трудовой стаж только периоды работы в товариществе с ограниченной ответственностью "Делор" (далее -ТОО "Делор") и назначить досрочную пенсию с 28 июля 2016 г.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением и неправильным применением норм материального права. При этом указывается, что ответственность за начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации несет работодатель. В связи с тем, что истец работал не на Крайнем Севере, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, его стаж должен составлять не 09 лет 01 месяц 02 дня, а 08 лет 06 месяцев 16 дней.
Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (55 лет женщины и 60 лет мужчины), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в силу части 1 статьи 14 названного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 4 этой же статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Латыпов М.С. 28 июля 2016 года обратился в Управление с заявлением о назначении пенсии.
Решением Управления от 10 августа 2016 года Латыпову М.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа 7 лет 6 месяцев работы на Крайнем Севере. В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, зачтено 9 лет 1 месяц 13 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы истца с 03.01.1994 по 31.03.1994, с 01.05.1994 по 31.05.1994, с 01.07.1994 по 31.08.1994, с 01.10.1994 по 30.11.1994, с 01.01.1995 по 28.02.1995, с 01.04.1995 по 10.09.1996 в должности директора предприятия ТОО "Делорг", поскольку отсутствуют начисления и уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался записями в трудовой книжке истца о работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и отсутствием вины работника в неперечислении страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции не соответствующими требованиям норм действующего законодательства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В данном случае судом применены нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который с 01.01.2015 не применяется и утратил силу.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на пенсии с 01.01.2015 регулируется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации несет работодатель.
Согласно материалам дела, Латыпов М.С. в спорные периоды занимал должность директора ТОО "Делорг", то есть занимал должность единоличного исполнительного органа.
Однако начисление и уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в спорные периоды отсутствовали, что подтверждается ответом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" ... от "дата".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца не смогла объяснить причину отсутствия перечислений.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что периоды работы с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в должности директора предприятия ТОО "Делорг", не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Без зачета данных периодов необходимой продолжительности стажа работ, установленной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на дату обращения в пенсионный орган у истца не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от "дата" по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Латыпова М.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" и "адрес" Республики Татарстан о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в должности директора товарищества с ограниченной ответственностью "Делорг" и назначении указанной пенсии с "дата" - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.