Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Ибрагимова Р.С., Мочаловой Ю.Р.,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 03 августа 2016 года, которым административный иск Асылова Р.Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан удовлетворен, постановлено:
признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Асылова Р.Х. на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес";
обязать Тукаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером ... в установленный законом срок.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Липанина В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против ее удовлетворения Асылова Р.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее административного истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Асылов Р.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером ...
В обоснование заявленных требований он указал, что ему принадлежит данный земельный участок на основании Государственного акта от "дата" и решения "данные изъяты" сельского совета местного самоуправления "данные изъяты" района Республики Татарстан от "дата". Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет. Однако административным ответчиком ему отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Просил признать данный отказ незаконным и обязать Управление Росреестра по Республике Татарстан произвести государственную регистрацию права собственности за ним на данный земельный участок.
Суд административный иск удовлетворил и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам, что суд не принял во внимание несоответствие декларированной площади земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости площади участка, указанной в правоустанавливающем документе.
В возражениях на апелляционную жалобу Асылов Р.Х. указывает о наличии у него правоустанавливающих документов на весь земельный участок.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - Липанин В.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Административный истец Асылов Р.Х. возражал против ее удовлетворения и просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу п.1 ст. 20 указанного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что согласно государственному акту на право собственности на землю N ... постановлением от "дата" "данные изъяты" сельского поселения Асылову Р.Х. для ведения личного подсобного хозяйства в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок, площадью 1300 кв.м.
Согласно же кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ... на государственном кадастровом учете состоит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадь которого составляет 1908 кв.м; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
"дата" Тукаевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан сообщено Асылову Р.Х. об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок по мотиву, что несоответствие площади земельного участка, указанной в Государственном акте, сведениям о характеристиках объекта, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, не позволяет идентифицировать объект и провести регистрацию права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение регистрирующего органа является незаконным, поскольку величина земельного участка административного истца по кадастровому паспорту не превышает площади земельного участка, указанной в Государственном акте.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом имеет статус ранее учтенного, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - "дата", граница земельного участка не установлена, декларированная площадь составила 1908 кв.м.
Между тем, как усматривается из указанного выше Государственного акта, площадь предоставленного Асылову Р.Х. земельного участка составляет лишь 1300 кв.м.
Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В данном случае разница площади земельного участка по Государственному акту и декларированной площади составляет более 10 процентов. Правоустанавливающих документов на излишнюю площадь данного земельного участка административным истцом не представлено.
При таком положении решение регистрирующего органа соответствует требованиям закона, и оснований для его отмены не имелось.
Доводы, изложенные Асыловым Р.Х. в возражениях на апелляционную жалобу о наличии правоустанавливающих документов на весь земельный участок, так как ему решением "данные изъяты" сельского совета местного самоуправления "данные изъяты" района Республики Татарстан от "дата" выделен также земельный участок, площадью 1000 кв.м, не свидетельствуют о незаконности отказа административного ответчика в государственной регистрации права, поскольку в представленном административным истцом кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером ... такие сведения отсутствуют. Данных о том, что земельный участок, площадью 1000 кв.м, поставлен на кадастровый учет и включен в площадь земельного участка с кадастровым номером ... , о регистрации права собственности на который Асылов Р.Х. обратился в регистрирующий орган, не имеется.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309, п.3 ч.2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 03 августа 2016 года по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Асылова Р.Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Республика "адрес", с кадастровым номером ... ; возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.