Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Мочаловой Ю.Р., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Ганеева Л.Р. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Ганеева Л.Р. о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора города Нижнекамска Республики Татарстан от 04.07.2016 г. "Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике".
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика - прокурора Ахатовой З.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ганеев Л.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления исполняющего обязанности прокурора города Нижнекамска Республики Татарстан от 04.07.2016 г. "Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике".
В обоснование заявленных требований он указал, что является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью " К", основным видом деятельности которого является предоставление в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам земельных участков в границах принадлежащего ООО земельного участка.
В 2006 году между данным ООО и гарантирующим поставщиком - ОАО " Тат" был заключен договор энергоснабжения, в настоящее время действует договор от "дата".
Решением общего собрания участников ООО " К" от "дата" земельный участок был разделен на три земельных участка, и участок с кадастровым номером ... , площадью "данные изъяты" кв.м, передан в собственность "данные изъяты" Г.Х., вышедшему из состава участников ООО " К".
Договоры аренды, заключенные ООО " К" на передачу в аренду земельных участков в пределах данной части участка, были расторгнуты -190 договоров. После чего эти лица заключили договоры субаренды с арендатором участка с кадастровым номером ... - ООО " А", единственным участником и директором которого является "данные изъяты" Г.Х.
Согласно устной договоренности "данные изъяты" Г.Х. обязался до конца 2015 года заключить договор на техническое присоединение собственного энергопринимающего оборудования к электрическим сетям сетевой компании, выполнить технические условия присоединения, заключить договор энергоснабжения с ОАО " Тат".
Поскольку до 10.06.2016 года "данные изъяты" Г.Х. эти договоренности не выполнил, ООО " К" прекратило подачу электрической энергии на территорию ООО " А".
04.07.2016 г. исполняющим обязанности прокурора г. Нижнекамска должностному лицу ООО " К" - директору "данные изъяты" Л.Р. внесено представление N ... "Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике".
В нем указано, что ООО " К" "дата", в нарушение требований законодательства об электроэнергетике прекратило подачу электрической энергии в контейнеры (торговые павильоны) индивидуальных предпринимателей, расположенные на принадлежащем ООО " А" земельном участке.
По мнению административного ответчика, контейнеры индивидуальных предпринимателей обеспечивались электроэнергией через электрическую щитовую ООО " А", которая была опосредованно присоединена к энергопринимающему устройству ООО " К" (КТП). На основании показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и действующих тарифов индивидуальные предприниматели потребленную электроэнергию оплачивали ООО " К". Таким образом, ООО " К" прекратило подачу электроэнергии в контейнеры, опосредованно присоединенные к электрическим сетям организации, чем нарушила, по мнению прокурора, требования законодательства об электроэнергетике - ч. 4 ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике", п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Административный истец считает данное представление прокурора незаконным, противоречащим положениям указанных нормативных актов, поскольку технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО " А" в установленном порядке (с соблюдением требований закона) к электрическим сетям опосредованно, через энергопринимающие устройства ООО " К", не производилось; индивидуальные предприниматели, занимающие указанные контейнеры, не являются потребителями услуг в том значении, которое содержится в законодательстве об электроэнергетике. В заключенном между ООО " К" и ОАО " Тат" договоре определен полный перечень энергопринимающих устройств данного ООО и отсутствует указание о присоединении к ним энергопринимающих устройств иных потребителей.
В связи с чем Ганеев Л.Р. просил признать незаконным данное представление.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Ганеев Л.Р. просит об отмене решения суда по мотивам, что суд неправильно применил материальный закон, не учел отсутствие факта надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО " А" к электрическим сетям опосредованно через объекты энергопринимающих устройств ООО " К"; обеспечение арендаторов электроэнергией осуществлялось на основании договоров аренды, расторжение которых явилось правовым основанием для прекращения ООО " К" подачи электроэнергии.
В возражениях на апелляционную жалобу Нижнекамской городской прокуратуры указано о том, что ООО " К" прекратило подачу электроэнергии в нарушение требований закона; договор энергоснабжения был заключен, когда в состав участников данного ООО входил и "данные изъяты" Г.Х., а, значит, для обеспечения и ООО " А" электроэнергией.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - прокурор Ахатова З.Г. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что Ганеев Л.Р. является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью " К".
Решением общего собрания участников ООО " К" от "дата" принадлежащий данному ООО земельный участок был разделен на три земельных участка, и участок с кадастровым номером ... , площадью "данные изъяты" кв.м, передан в собственность "данные изъяты" Г.Х., вышедшему из состава участников ООО " К".
Договоры аренды, заключенные ООО " К" на передачу в аренду земельных участков в пределах данной части участка, были расторгнуты. После чего эти лица заключили договоры субаренды с арендатором участка с кадастровым номером ... - ООО " А", единственным участником и директором которого является "данные изъяты" Г.Х.
10.06.2016 года ООО " К" прекратило подачу электрической энергии на территорию ООО " А".
По обращению индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории, арендованной у ООО " "данные изъяты"", исполняющим обязанности прокурора города "данные изъяты" Республики Татарстан 04.07.2016 г. директору ООО " К" Ганееву Л.Р. внесено представление "Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике".
В нем указано, что ООО " К" 10.06.2016 г., в нарушение требований законодательства об электроэнергетике прекратило подачу электрической энергии в контейнеры (торговые павильоны на рынке) индивидуальных предпринимателей, расположенные на принадлежащем ООО " А" земельном участке. Контейнеры индивидуальных предпринимателей обеспечивались электроэнергией через электрическую щитовую ООО " А", которая была опосредованно присоединена к энергопринимающему устройству ООО " К" - КТП. На основании показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии и действующих тарифов индивидуальные предприниматели потребленную электроэнергию оплачивали ООО " К".
По мнению исполняющего обязанности прокурора города "данные изъяты" Республики Татарстан, ООО " К" прекратило подачу электроэнергии в контейнеры, опосредованно присоединенные к электрическим сетям организации, в нарушение требований законодательства об электроэнергетике - ч. 4 ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике", п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Разрешая данный административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления Ганеева Л.Р., суд первой инстанции исходил из того, что изложенные административным ответчиком в оспариваемом представлении обстоятельства подтверждены, административным истцом допущено нарушение требований законодательства об электроэнергетике - ч. 4 ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике", п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861; у данного ООО отсутствовали правовые основания на прекращение энергоснабжения энергопринимающих устройств ООО " А", в связи с чем представление прокурора соответствует требованиям закона.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета норм материального права и обстоятельств дела.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В силу п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Пунктом 4 данных Правил установлено, что потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Исходя из смысла указанных положений закона, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).
Законом не допускается препятствование собственниками и иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства перетоку через их объекты электрической энергии лишь потребителям, энергопринимающие устройства которых в надлежащем порядке опосредованно технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
В статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" даны следующие определения: энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Как предусмотрено пунктами 1, 4 статьи 26 указанного Федерального закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
Пунктами 40(4) - 40(10) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусмотрен следующий порядок опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.
При опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.
При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
Для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения:
а) для юридических лиц - основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.
К уведомлению об опосредованном присоединении, предусмотренному пунктом 40.6 настоящих Правил, прилагаются:
а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
б) копия технических условий, выданных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств лицу, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
в) копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.
В соглашении, указанном в подпункте "в" пункта 40.7 настоящих Правил, предусматриваются следующие условия:
а) величина мощности, перераспределяемой в рамках опосредованного присоединения между принадлежащими сторонам энергопринимающими устройствами;
б) порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Уведомление об опосредованном присоединении и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 40.7 настоящих Правил, направляются в сетевую организацию не позднее чем за 30 дней до планируемой даты фактического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления.
Сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.
Сетевая организация отказывает в согласовании опосредованного присоединения в случае, если выданные владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств технические условия в рамках опосредованного присоединения приводят к нарушению ранее выданных сетевой организацией технических условий владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в частности к превышению величины максимальной мощности, указанной в технических условиях, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Сетевая организация в случае принятия решения об отказе в согласовании опосредованного присоединения направляет сторонам опосредованного присоединения уведомление о принятом решении.
Владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств в течение 7 дней со дня фактического присоединения энергопринимающих устройств иных лиц направляет в сетевую организацию копии документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Сетевая организация в течение 7 дней со дня получения от владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения направляет владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств переоформленные документы о технологическом присоединении.
Между тем по данному делу административным ответчиком не представлено доказательств того, что ООО " А" или заключившие с данным ООО договоры субаренды индивидуальные предприниматели являются владельцами энергопринимающих устройств, с соблюдением установленного законом порядка технологически присоединенных опосредованно, через энергопринимающие устройства ООО " К", к электрическим сетям.
Договор энергоснабжения заключен между ОАО " Тат" и ООО " К" 21 июня 2014 года. В акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сетевой организации и потребителя указаны принадлежащие лишь ООО " К" электроустановки.
Документов о технологическом присоединении к этим установкам ООО " К" энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики ООО " А" или иных лиц не имеется.
На наличие таковых административный ответчик и не ссылался.
При таком положении выводы административного ответчика, изложенные в представлении, с которыми согласился суд первой инстанции, о том, что ООО " А" и заключившие с данным ООО договоры субаренды индивидуальные предприниматели являются владельцами энергопринимающих устройств, с соблюдением установленного законом порядка технологически присоединенных опосредованно, через энергопринимающие устройства ООО " К", к электрическим сетям, не соответствуют действительности и сделаны без учета приведенных выше норм материального права.
Соответственно, в данном случае отсутствует и факт нарушения административным истцом требований п.4 ст.26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, на наличие которого необоснованно указано в оспариваемом представлении.
Кроме того, судебная коллегия считает, что данное представление внесено прокурором с превышением его полномочий.
Федеральный закон от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предоставляет право прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносить представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с п. 2 ст. 26 указанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Как усматривается из материалов дела, в данном случае имеют место гражданско-правовые споры в связи с выходом одного из участников ООО " К" из состава участников по вопросу определения прав этого участника в отношении имущества данного ООО и осуществления хозяйственной деятельности ООО " К" и ООО " А", а также между индивидуальными предпринимателями и ООО " А" по вопросу исполнения договорных обязательств, разрешение которых в компетенцию прокурора не входит.
Органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
При таких обстоятельствах суд не имел оснований для отказа в административном иске о признании незаконным оспариваемого представления.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309, п.п. 3,4 ч.2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 22 августа 2016 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Административное исковое заявление Ганеева Л.Р. удовлетворить.
Признать незаконным представление исполняющего обязанности прокурора города Нижнекамска Республики Татарстан N ... от 04.07.2016 г. "Об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.