Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Ибрагимова Р.С., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе МВД по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 12 августа 2016 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение УФМС РФ по Республике Татарстан в лице отдела по Приволжскому району города Казани от 15 июня 2016 года об отказе в регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: "адрес", обязав рассмотреть заявление по существу.
Проверив материалы дела, заслушав объяснение представителя МВД по Республике Татарстан ФИО5 в поддержку апелляционной жалобы, выслушав мнение административного истца ФИО1 полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеприведенной формулировке.
В обоснование требований указал, что является собственником жилого строения, расположенного по адресу: "адрес"
Не имея иного места жительства, ФИО1 обратился в Приволжский отдел города Казани УФМС РФ по Республике Татарстан с заявлением о регистрации по месту жительства в указанном доме, однако получил отказ на том основании, что данное жилое строение является строением без права регистрации в нем.
С таким решением административный истец не согласен и просит суд признать незаконным решение УФМС РФ по Республике Татарстан от 15 июня 2016 года об отказе в регистрации по месту жительства.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе МВД по Республике Татарстан просит отменить решение суда как незаконное, указав на то, что данный дом не признан пригодным для проживания, документ, подтверждающий обратное отсутствует.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Татарстан ФИО5 апелляционную жалобу поддержала.
Административный ответчик ФИО1 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В пунктах 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого строения, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно технического паспорта на объект, строение является жилым домом, имеется указание на жилое назначение строения.
15 июня 2016 года ФИО1 обратился в УФМС РФ по Республике Татарстан с заявлением о регистрации по месту жительства в указанном строении.
Административному истцу отказано в регистрации со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
Мотивом отказа явилось то, что указанный дом является строением без права регистрации в нем по месту жительства.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства производится в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона гражданин изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства для постановки на регистрационный учет по месту жительства обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, а также приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенную копию.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что на садовом участке возможно возведение как жилого строения без права регистрации проживания нем, так и жилого дома с правом регистрации проживания. Прямого запрета на возведение жилых домов на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит. Сослался на технический паспорт на жилое помещение, которым по мнению суда первой инстанции подтверждается факт возможного постоянного проживания в жилом строении.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П, абзац 2 статья 1 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: а) располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта; б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 3 указанной статьи определено, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается пригодным для проживания, установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Согласно пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с пунктами 47 - 52 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вопреки вышеуказанным правовым нормам, администратинвый истец в установленном законом порядке в органы исполнительной власти за разрешением вопроса о пригодности жилого помещения для проживания не обращался, данный вопрос не был предметом рассмотрения межведомственной комиссии и никаких распоряжений, касающихся состояния спорной жилой площади органами исполнительной власти не принималось.
Административным истцом не представлено доказательств того, что он обращался в межведомственную комиссию с заявлением по вопросу пригодности спорного строения для постоянного проживания.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 10 июня 2008 года указано: жилое строение без права регистрации проживания и земельного участка ... от 15 мая 2008 года, с заявлением о внесении изменений в данный документ ФИО1 в компетентные органы не обращался.
То обстоятельство, что административный истец фактически использует принадлежащий ему дом для постоянного проживания, а также то, что данное строение подключено ко всем необходимым коммуникациям, не является основанием для признания незаконности действий административного ответчика.
Представленный в качестве доказательства технический паспорт не является документом, подтверждающим возможность постоянного проживания в жилом строении, признания его жилым помещением, а является лишь техническим документом о технических характеристиках объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В пункте 2 Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение распространяется, в том числе, и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащий административному истцу дом отвечает всем требованиям, предъявляемым к жилым помещения, установленным Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" административным истцом при обращении в УФМС не представлено, в связи с чем отказ административного ответчика соответствует требованиям законодательства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решения суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 12 августа 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным решения УФМС РФ по РТ в лице отдела по Приволжскому району города Казани от 15 июня 2016 года об отказе в регистрации по месту жительства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.