Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р.,
судей Ибрагимова Р.С., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29 августа 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 территориальному отделу N 8 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" в городе Набережные Челны и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" об оспаривании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить кадастровый учет отказать,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением в вышеприведенной формулировке.
В обоснование заявленных требований указано, что она является собственником 1/2 части земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый ... Право второго правообладателя не зарегистрировано.
Межевой план N 101ГЭ от 11 марта 2016 года административным истцом сдан в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" в городе Набережные Челны (далее по тексту ФГБУ "ФКП Росреестра") для внесения изменений площади и изменения описания местоположения границ земельного участка.
31 марта 2016 года административный ответчик принял решение о приостановке осуществления кадастрового учета изменений, 4 июля 2016 года вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Просит признать решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан от 4 июля 2016 года ... об отказе в учете изменений объекта недвижимости в части непредставления заявления от всех собственников, а также предоставление сведений о заинтересованном лице являющегося правообладателем земельного участка незаконным, обязав административных ответчиков осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии с прилагаемыми документами без участия и без предоставления сведений о собственника(ов), имеющих право собственности доли в праве 1/2 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, площадь "данные изъяты" кв.м., адрес объекта: "адрес", земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, истец полагает, что судом неверно трактуется пункт 2 статьи 21 Закона о кадастре и в данном случае для учета изменений объекта недвижимости имущества не требуется соответствующее заявление других участников долевой собственности, поскольку требования административного истца основаны на пункте 3 статьи 20 Закона. Материалы дела содержат документ, подтверждающий право собственности административного истца на объект недвижимости, в отношении которого вносятся уточнения в кадастровый учет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 - ФИО6 апелляционную жалобу поддержала.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с подпунктами 2 и 6 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон) к уникальным характеристикам объекта недвижимости отнесены его кадастровый номер и площадь.
В статье 16 Закона говорится, что процедура кадастрового учета изменений объекта недвижимости осуществляется в связи с изменением его уникальных характеристик или любых, указанных в пунктах 7, 10 - 21 статьи 7 Закона о кадастре. Заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности в связи с изменением его площади должно представляться в орган кадастрового учета либо всеми собственниками объекта недвижимости, либо их представителями, обладающими для этого соответствующими полномочиями.
Из пункта 5 части 2 статьи 26 указанного Закона следует, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела ФИО1 является собственником "данные изъяты" части в общей долевой собственности на земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
11 марта 2016 года кадастровым инженером ОАО " "данные изъяты"" подготовлен межевой план N 101ГЭ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.
В целях осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, 23 марта 2016 года ФИО1 обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" с соответствующим заявлением по результатам рассмотрения которого ФГБУ "ФКП Росреестра" 31 марта 2016 года приняло решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, затем решением от 4 июля 2016 года в осуществлении кадастрового учета изменений отказано.
Отказ мотивирован тем, что заявление о кадастровом учете не соответствует требованиям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 713 от 28 ноября 2013 года "О внесении изменений в отдельные приказы Минэкономразвития России" если заявителями являются участники общей собственности, в заявлении указываются сведения о каждом собственники или его представителе.
Кроме того, в акте согласования местоположения границы земельного участка отсутствуют сведения о заинтересованном лице являющемся правообладателем земельного участка. По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок находится в общей долевой собственности.
Согласно статье 38 Закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Согласно статье 39 Зкона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно статье 40 Закона:
1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или, в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона о кадастре такое заявление должно быть удостоверено подписью каждого собственника или подписью его представителя.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции исходил из того, что документы, представленные в ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Несоответствие документов требованиям Закона явилось основанием для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости и последующего отказа в кадастровом учете изменений.
Из материалов дела следует, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обратилась только ФИО1, которая владеет на праве собственности "данные изъяты" доли земельного участка. Сведения о других собственниках или правообладателях оставшейся части земельного участка в заявлении административным истцом указаны не указаны.
В акте согласования местоположения границы земельного участка сведения о заинтересованном лице, являющимся правообладателем земельного участка отсутствуют.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29 августа 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.