судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Прилуцкой Л.А.,
судей: Корчинской И.Г., Маркатюк Г.В.,
при секретаре Науджус О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прилуцкой Л.А.
дело по иску Васильевой ОН, действующей в интересах "данные изъяты" В., к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании средств, затраченных на проезд к месту специализированного лечения и обратно
по апелляционной жалобе Васильевой О.Н.
на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 11 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Васильевой ОН в интересах "данные изъяты" В. к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании средств, затраченных на проезд к месту специализированного лечения и обратно, оставить без удовлетворения".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева О.Н., действуя в интересах "данные изъяты" В. "дата", обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании средств, затраченных на проезд к месту специализированного лечения и обратно. Требования мотивировала тем, что "дата" "данные изъяты" был направлен в "данные изъяты" ФГБУ "данные изъяты" за счет федерального бюджета. Прибытие в лечебное учреждение было назначено "дата" с 9-00 до 13-00 часов. В связи с ограничением во времени и физическим состоянием "данные изъяты" она не могла воспользоваться железнодорожным транспортом для прибытия к месту лечения, поэтому воспользовалась авиатранспортом, стоимость перелета составила 14255 рублей. В период с "дата" по "дата" "данные изъяты" находился на стационарном лечении в КГБУЗ " "данные изъяты"", "дата" в экстренном порядке был госпитализирован в "данные изъяты" за счет федерального бюджета. В связи с ограничением во времени ей также пришлось воспользоваться авиатранспортом, стоимость перелета составила 40 460 рублей. "данные изъяты" В. является "данные изъяты". Поскольку "данные изъяты" нуждался в оказании высокотехнологичной помощи, а времени на обращение в Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации у нее не было, в обоих случаях она была вынуждена самостоятельно приобрести билеты за свой счет. Просила взыскать с ответчика компенсацию стоимости проезда "данные изъяты" В. и сопровождающего лица к месту лечения и обратно в сумме 54 715 рублей.
Судом первой инстанции постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Васильева О.Н. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом прав "данные изъяты" В., являющего "данные изъяты", указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством средства федерального бюджета на бесплатный проезд "данные изъяты" и сопровождающих их лиц к месту лечения и обратно предусматриваются для ФСС РФ и распределяются по территориальным органом данного Фонда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель КРО ФСС РФ Белоновский В.Ю. просит решение оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав Васильеву О.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ГУ КРО Фонда социального страхования Российской Федерации Белоновского В.Ю., выразившего согласие с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 9 данной нормы названы дети-инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1, набора социальных услуг включается, в частности, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Согласно части 5 статьи 6.3 вышеуказанного Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц относятся дети-инвалиды (подпункт "и пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 вышеприведённых Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
водным транспортом третьей категории;
автомобильным транспортом общего пользования;
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильева О.Н. является "данные изъяты" В. "дата" года рождения. Из справок, выданных "данные изъяты" N, следует, что В. является "данные изъяты"
05.02.2015 года Министерством здравоохранения Красноярского края истице было выдано направление в ФГБУ "данные изъяты" на оказание высокотехнологической медицинской помощи в счет федерального бюджета, талон на ВМП, талон N1 к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи и талон N2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения "данные изъяты". В талоне на оказание ВМП указана дата его оформления 13.01.2015 года. В талоне N1 дата госпитализации не указана. С талоном N2 в Фонд социального страхования РФ Васильева О.Н. не обращалась, авиабилеты приобрела за счёт собственных средств, прибыла с ребенком на лечение в медицинское учреждение, где был проведен курс лечения, что подтверждается выписным эпикризом, в котором указано, что В. "данные изъяты" с "дата" по "дата".
Кроме того, В. находился на стационарном лечении в "данные изъяты" с "дата" по "дата", затем с "дата" по "дата" находился на стационарном лечении в "данные изъяты"
К исковому заявлению приложено сообщение министерства здравоохранения Красноярского края от 08.10.2015 года, адресованное главному врачу ФГБУ " "данные изъяты", в котором указано о направлении на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в счет федерального бюджета "данные изъяты" В ... К данному сообщению приложены: талон на оказание ВМП (указана дата планируемой госпитализации - 01.07.2015 года, наименование МО-ВМП - ФГБУ " "данные изъяты"), талон N2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения "данные изъяты" для получения медицинской помощи от 08.10.2015 года в медицинское учреждение ФГБУ " "данные изъяты", талон N1 к направлению к месту лечения для получения медицинской помощи (указана дата госпитализации - 09.10.2015 года). Также установлено, что с талоном N2 в ФСС РФ истица не обращалась, приобрела авиабилеты к месту прохождения лечения и обратно за счёт собственных средств.
Материалами дела подтверждается факт приобретения истицей авиабилетов: "дата" на рейс "адрес", стоимостью 6 750 рублей, дата вылета "дата"; "дата" на рейс "адрес", стоимостью 7 505 рублей, дата вылета "дата"; "дата" на рейс "адрес", стоимостью 11 235 рублей и 8 145 рублей, дата вылета "дата"; "дата" на рейс "адрес", стоимостью 12 235 рублей и 8 845 рублей, дата вылета "дата".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и исходя из подлежащих применению норм материального права, учитывая обстоятельства дела, не усмотрел законных оснований для удовлетворения заявленных Васильевой О.Н. требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда, исходит из того, что подпункт "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливает случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом: отсутствие железнодорожного сообщения к месту следования; наличие у инвалида заболевания или травмы спинного мозга; меньшая стоимость авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. В иных случаях должен быть предоставлен бесплатный проезд ребенку-инвалиду к месту лечения и обратно другими (не авиационным) видами транспорта, основным из которых является железнодорожный транспорт. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Из материалов дела усматривается, что "данные изъяты" В. не имеет травм спинного мозга; между "адрес" и "адрес" имеется железнодорожное сообщение. Более того, судом установлено, что с выданными министерством здравоохранения Красноярского края талонами для обеспечения специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно Васильева О.Н. в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не обращалась, авиабилеты приобретала за счёт собственных средств.
С учётом указанных обстоятельств, а также того, что право на самостоятельный выбор гражданином, имеющим право на получение набора социальных услуг, транспорта для следования к месту лечения и обратно законом не предусмотрено, как не предусмотрено и возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов, суд первой инстанции правомерно отказал Васильевой О.Н. в удовлетворении иска.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, по существу, сводятся к иному толкованию законодательства, в то время как ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 11 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.