судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Тункеевой Н.В. к Зыковскому сельскому Совету депутатов Березовского района о восстановлении на работе,
по апелляционной жалобе Тункеевой Н.А.
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 27 мая 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований, предъявленных к администрации Зыковского сельского Совета депутатов о признании распоряжений незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда Тункеевой Н.В. отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тункеева Н.В. обратилась в суд с иском к Зыковскому сельскому Совету Депутатов Березовского района о восстановлении на работе.
Требования мотивировала тем, что 22.04.2010 года между ней и главой Зыковского сельсовета был заключен трудовой договор, на основании которого она была назначена на муниципальную должность "данные изъяты" Зыковского сельсовета. 23.04.2015 года ей вручена копия распоряжения N 3 за подписью председателя Зыковского сельского Совета депутатов "данные изъяты" от 23.04.2015 года о прекращении действия трудового договора в связи с сокращением численности и штата работников организации не основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Считает увольнение незаконным, так как распоряжение о сокращении и распоряжение о расторжении трудового договора были подписаны неуполномоченным на это лицом. Кроме того, при уведомлении о предстоящем сокращении не была предложена вновь вводимая должность "данные изъяты" которой она полностью соответствовала. Действиями, связанными с незаконным увольнением, ответчик причинил ей моральные и нравственные страдания.
В указанной связи просила суд признать незаконным и отменить распоряжение председателя Зыковского сельского Совета депутатов "данные изъяты" от 20.11.2014 года N 19 "О проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников" как изданное не уполномоченным лицом, признать незаконным с момента издания и отменить распоряжение председателя Зыковского сельского Совета депутатов "данные изъяты" от 23.04.2015 года N 3 об увольнении истицы по п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; обязать Зыковский сельский Совет депутатов внести изменения в решение Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года, а именно: абзац 2 пункта 4 решения Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года изложить в следующей редакции: "Исключить из структуры Зыковского сельского Совета депутатов должность "данные изъяты" в связи с чем, ввести в структуру администрации Зыковского сельсовета должность "данные изъяты" для перевода работника ранее замещавшего должность "данные изъяты" в Зыковском сельском Совете депутатов"; в абзаце 1 пункта 3 Приложения N 1 к решению Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года слова "данные изъяты" заменить словами " "данные изъяты""; в абзаце 4 пункта 3 Приложения N 1 к решению Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года слова " "данные изъяты" заменить словами "данные изъяты" в абзаце 5 пункта 3 Приложения N 1 к решению Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года слова "данные изъяты" заменить словами "данные изъяты" в Приложения N 2 к решению Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года слова "данные изъяты"" заменить словами " "данные изъяты" восстановить ее на работе в ранее занимаемой муниципальной должности - "данные изъяты" Зыковского сельского Совета в представительном органе местного самоуправления Зыковского сельсовета; обязать ответчика - Зыковский сельский Совет депутатов Березовского района перевести ее на вновь введенную решением Зыковского сельского Совета депутатов N 4-15 Р от 10.11.2014 года должность "данные изъяты" в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления Зыковского сельсовета - администрации Зыковского сельсовета; взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 24.04.2015 года по 27.05.2016 года в размере "данные изъяты"., компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты"
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тункеева Н.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неисследованность судом ее доводов о том, что увольнение произведено неуполномоченным на это лицом.
Проверив материалы дела, заслушав Тункееву Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Зыковского сельского Совета, администрации Зыковского сельского Совета Стрикилеву С.А. (доверенности от 20.01.2016 года), просившую решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Грековой Л.Р., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В соответствии с ч.1,2 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ст.2 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" муниципальная служба -профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В силу ст.34 ФЗ N131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Зыковского сельского совета депутатов от 15 апреля 2010 года, подписанного главой Зыковского сельсовета "данные изъяты"., внесены изменения в решение Зыковского сельского Совета депутатов от 02.11.2009 года "Об утверждении структуры Зыковского сельского Совета депутатов", исключена из структуры представительного органа Зыковского сельского Совета депутатов должность "данные изъяты" введена в указанном органе должность "данные изъяты"
22 апреля 2010 года между Зыковским сельсоветом в лице главы Зыковского сельсовета "данные изъяты" действующего на основании Устава Зыковского сельсовета и Тункеевой Н.В. заключен трудовой договор, по условиям которого Тункеева Н.В. назначена на муниципальную должность- "данные изъяты" Зыковского сельсовета. Распоряжением главы Зыковского сельского совета депутатов "данные изъяты" от 22 апреля 2010 года Тункеева Н.В. принята на муниципальную должность "данные изъяты" в Зыковский сельский Совет депутатов с 22.04.2010 года с окладом согласно штатного расписания.
Штатным расписанием представительного органа Зыковского сельсовета от 22.04.2010 года предусмотрены должность главы сельсовета и одна должность специалиста 1 категории.
Согласно Устава Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края с изменениями, зарегистрированными 30.01.2008 года, действовавшего на момент заключения с Тункеевой Н.В. трудового договора, глава Зыковского сельсовета - выборное, высшее должностное лицо, избираемое жителями сельсовета путем прямых выборов сроком на 4 года, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Зыковский сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления; администрация Зыковского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления. Руководство деятельностью администрации осуществляет на основе принципа единоначалия Глава администрации сельсовета (статья 9 Устава). Согласно ст. 10 Устава Зыковский сельский Совет депутатов и администрация Зыковского сельсовета обладают правами юридического лица. На основании ст. 17 Устава Глава сельсовета, в том числе издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности сельского Совета депутатов, является председателем сельского Совета депутатов, организует его работу, созывает сессии сельского совета депутатов. Положениями Устава с изменениями от 19.06.2014 года, действующего на момент расторжения трудовых отношений с истицей, закреплены аналогичные положения; изменена ст. 17 Устава, исключено указание о том, что Глава сельсовета является председателем сельского Совета депутатов, организует его работу. Статьей 21 Устава (в редакции от 19.06.2014 года) предусмотрено, что работу сельского Совета депутатов организует его председатель, который, в том числе, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов сельсовета, подписывает решения Совета депутатов.
Решением Зыковского сельского Совета депутатов от 10.11.2014 года "Об утверждении структуры администрации Зыковского сельсовета и перечня муниципальных должностей муниципальной службы администрации Зыковского сельсовета исключена из структуры Зыковского сельского Совета депутатов должность "данные изъяты", должность сокращена; признано утратившим силу решение Зыковского сельского совета депутатов от 15 апреля 2010 года, о внесении изменений в решение Зыковского сельского совета депутатов от 02.11.2009 года "Об утверждении структуры Зыковского сельского Совета депутатов".
Распоряжением председателя Зыковского сельского Совета депутатов "данные изъяты" от 20.11.2014 года с 31.01.2015 года исключена из штатного расписания выборных должностных лиц и муниципальных служащих Зыковского сельского Совета депутатов должность "данные изъяты". 20.11.2014 года Тункеевой Н.В. получено уведомление о сокращении занимаемой ею штатной должности "данные изъяты" с 31.01.2015 года, о чем в уведомлении имеется ее подпись. Распоряжением Зыковского сельского Совета депутатов в лице председателя Совета депутатов Матвеева Е.М. от 23.04.2015 года с Тункеевой Н.В. прекращено действие трудового договора с 23 апреля 2015 года в связи с сокращением численности и штата работников организации, п.2 ч 1 ст.81 ТК РФ.
Штатным расписанием Зыковского сельсовета с 24 апреля 2015 года предусмотрена одна штатная единица главы сельсовета.
Дав оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Тункеева Н.А. была принята на работу на муниципальную должность "данные изъяты" в Зыковский сельский Совет депутатов, распоряжение о ее принятии издано главой Зыковского сельсовета в рамках полномочий, предусмотренных действовавшим Уставом Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края. Поскольку глава сельсовета являлся председателем сельского Совета депутатов, он был наделен полномочиями по решению кадрового вопроса о принятии на должность "данные изъяты" в Зыковский сельский Совет депутатов.
Распоряжение Зыковского сельского Совета депутатов о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников от 20.11.2014 года и распоряжение от 23.04.2015 года о прекращении действия трудового договора с Тункеевой Н.В. изданы председателем Совета депутатов также в рамках полномочий, предусмотренных п.4 ст.21 действующего Устава, согласно которым председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, подписывает решения Совета депутатов.
Факты сокращение численности штата работников Зыковского сельского совета депутатов и отсутствие в штате указанного органа вакантной должности подтверждаются имеющимися в деле штатными расписаниями и распоряжением работодателя о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников.
Таким образом, увольнение истицы произведено уполномоченным на принятие такого решения лицом, с соблюдением порядка увольнения, предусмотренного действующим трудовым законодательством.
Доводы истицы о том, что 22 апреля 2010 года она была принята на работу в администрацию Зыковского сельского совета, а не в Зыковский сельский Совет депутатов, исследовались судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Так, из распоряжения от 22.04.2010 года следует, что Тункеева Т.В. принята на должность "данные изъяты" в Зыковский сельский Совет депутатов. Доказательств, с подтверждающих ее трудоустройство в администрацию Зыковского сельского совета суду не представлено.
Судом также установлено, что администрация Зыковского сельского Совета и Зыковский сельский Совет депутатов обладают статусом юридических лиц, их руководители наделены полномочиями решать кадровые вопросы приема на работу и прекращения трудовых отношений, что предусмотрено положениями Устава Зыковского сельсовета, свидетельствами о регистрации в качестве юридических лиц администрации Зыковского сельского совета и Совета депутатов.
В указанной связи суд правомерно указал на отсутствие обязанности у администрации Зыковского сельского Совета принять истицу на должность в администрацию Зыковского сельского совета, а также на отсутствие обязанности у Зыковского сельского Совета депутатов перевести истицу на вновь введенную должность "данные изъяты" юриста в администрацию Зыковского сельского совета. При этом указанная должность, как установлено судом, не могла быть предложена Тункеевой Н.В. в том числе в связи с тем, что для ее замещения необходимым требование закона является наличие высшего образования, отсутствовавшего у истицы на момент ее введения.
Довод истицы о том, что она была принята на должность "данные изъяты" в администрацию Зыковского сельского совета, соответственно, только глава администрации Зыковского сельского совета был наделен полномочиями на ее увольнение, при этом председатель Совета депутатов не является штатной единицей, также исследовались судом первой инстанции, который обоснованно, со ссылкой на положения Устава, указал, что председатель Зыковского сельского Совета депутатов, как руководитель обособленного юридического лица, имеет право принятия кадровых решений. Кроме того, штатно-списочным составом муниципальных служащих администрации Зыковского сельского совет по состоянию на 22.04.2010 года и на 20.11.2014 года, а также штатным расписанием муниципальных служащих администрации Зыковского сельского совета на 14.10.2014 года подтверждается, что на дату приема истицы на работу и на дату сокращения занимаемой ею должности в штате администрации Зыковского сельского совета имелась 1 должность "данные изъяты", на которую была трудоустроена "данные изъяты"
Проверяя соблюдение ответчиком порядка увольнения истицы, суд обоснованно указал на отсутствие нарушений порядка увольнения Тункеевой Н.В. Так, о предстоящем увольнении с 31.01.2015 года работник был уведомлен 20.11.2014 года, то есть более чем за два месяца под роспись, уволена истица была с 23.04.2015 года; другой работы (вакантной должности) в штате Зыковского сельского Совета депутатов не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истицей требований.
Доводы апелляционной жалобы Тункеевой Н.В., направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции о законности увольнения истицы по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, судебная коллегия во внимание не принимает, так как отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда от 27 мая 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тункеевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пятова Д.В. Дело N33-14835/2016
2.035г.
2 ноября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
заявление Тункеевой Н.В. о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы на решение Березовского районного суда Красноярского края от 27 мая 2016 года по делу по иску Тункеевой Н.В. к Зыковскому сельскому Совету депутатов Березовского района Красноярского края о восстановлении на работе,
по частной жалобе Зыковского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края
на определение Березовского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:
"Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы удовлетворить.
Восстановить Тункеевой Н.В. срок на апелляционное обжалование решения Березовского районного суда Красноярского края от 27 мая 2016 года по делу по иску Тункеевой Н.В. к Зыковскому сельскому Совету депутатов Березовского района Красноярского края о восстановлении на работе".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 27.05.2016 года в удовлетворении требований, предъявленных к Зыковскому сельскому Совету депутатов Красноярского края о признании распоряжений незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда Тункеевой Н.В. отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, 27 июля 2016 года Тункеевой Н.В. подана апелляционная жалоба. На основании ст. 324 ГПК РФ апелляционная жалоба возвращена истице в связи с истечением срока обжалования.
16.08.2016 года Тункеева Н.В. обратилась с заявлением о восстановлении пропущенного срока, мотивируя тем, что срок пропущен по уважительной причине, так как о том, что решение будет изготовлено 15.06.2016 года ей не было известно, три раза она в устном порядке обращалась к секретарю судебного заседания Васильевой Т.А., однако дата выдачи судебного решения откладывалась. Кроме того, с 15 по 24 июня 2016 года она находилась на лечении, а 02.05.2016 года по 30.06.2016 года - на сессии.
Судом постановленовышеуказанное определение.
В частной жалобе Зыковский сельский Совет депутатов Березовского района Красноярского края просит определение суда отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для восстановления пропущенного истицей срока для подачи апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав представителя администрации Зыковского сельского Совета, Зыковского сельского Совета депутатов Стрикилеву С.А. (доверенности от 20.01.2016 года), поддержавшую доводы частной жалобы, Тункееву Н.В., просившую определение суда оставить без изменения, заключение прокурора Грековой Л.Р., полагавшей определение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.
Решение по иску Тункеевой Н.В. постановленоБерезовским районным судом Красноярского края 27 мая 2016 года, при оглашении резолютивной части решения стороны присутствовали. При оглашении было указано на то, что решение в окончательном виде будет изготовлено 03 июня 2016 года, что следует из протокола судебного заседания. В решении указано, что мотивированное решение изготовлено 15 июня 2016 года.
Таким образом, течение месячного срока на подачу апелляционной жалобы началось 15 июня 2016 года, и закончилось 15 июля 2016 года.
Между тем, судом первой инстанции принято во внимание, что истица находилась с 02.05.2016 года по 30.06.2016 года на сессии, с 15.06.2016 года по 24.06.2016 года - на амбулаторном лечении, что подтверждается соответствующими справками.
В силу ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истицей срока на подачу апелляционной жалобы по уважительной причине, восстановив Тункеевой Н.В. срок на апелляционное обжалование решения Березовского районного суда Красноярского края от 27.05.2016 года.
Доводы частной жалобы ответчика об отсутствии оснований для восстановления срока на подачу апелляционной жалобы судебной коллегией во внимание не принимаются, так как имеющимися в деле доказательствами подтверждено наличие уважительных причин для восстановления срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Березовского районного суда от 14.09.2016 года - оставить без изменения, а частную жалобу предстателя Зыковского сельского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.