Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Поповой Н.Н., Ашихмина Е.Ю.,
с участием прокурора Ковязина М.Д.,
при секретаре Ботвиче В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Поповой Н.Н.,
гражданское дело по заявлению прокурора "адрес" в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6; ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО25 ФИО49, ФИО22 к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности по изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения граждан, о предоставлении гражданам во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя Администрации Козульского района - ФИО41,
на решение Козульского районного суда Красноярского края от "дата", которым постановлено:
"Обязать Администрацию Козульского района издать распоряжение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", в котором установить сроки отселения граждан в месячный срок со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.
Обязать Администрацию Козульского района предоставить ФИО1, а также остальным жильцам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 "адрес"; ФИО6 "адрес"; ФИО51 ФИО50, "адрес"; ФИО8, ФИО9 "адрес"; ФИО10 "адрес"; ФИО11 "адрес"; ФИО12, ФИО13, ФИО24 "адрес"; ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 "адрес"; ФИО20, ФИО21, ФИО25, ФИО22 "адрес", благоустроенное жилое помещение по договору социального найма".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах жителей "адрес", расположенного по "адрес", в "адрес" обратился а суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о возложении на Администрацию, Козульского района, Красноярского края обязанности по изданию распоряжения о дальнейшем использовании жилого "адрес", в котором установить сроки отселения граждан; о понуждении Администрации Козульского района в незамедлительном предоставлении жителям "адрес" во внеочередном порядке других благоустроенных жилых помещений, отвечающих санитарным нормам и техническим правилам по договору социального найма. Свои требования прокурор мотивировал тем, что на основании заключения межведомственной комиссии N от "дата", жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес" был признан ветхим и подлежащим сносу. Поскольку часть квартира (N N) находятся в муниципальной собственности Козульского района; другая часть квартир (N N) находятся в частной собственности, жильцы дома не расселены; "дата" прокуратурой района в адрес исполняющего обязанности главы администрации Козульского района внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищного законодательства, которое не исполнены, в связи с чем, прокурор был вынужден обратиться в суд с данным иском.
По определению суда от "дата", производство по иску прокурора к ответчикам: ФИО32 ( "адрес"); ФИО33, ФИО34, ФИО35,, ФИО36 ( "адрес"); ФИО37 ( "адрес"); ФИО38 ( "адрес"); ФИО39, ФИО40 ( "адрес") было прекращено, в связи с отказом прокурора от иска, который был принят судом. Данное определение суда не оспаривалось в установленном законом порядке и вступило в законную силу "дата".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Козульского района - ФИО41 просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Указывает, что на отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим сносу, в следствие этого, на отсутствие правовых оснований для вынесения администрацией района распоряжения о дальнейшем расселении многоквартирного "адрес".
Кроме того, указывает, что в соответствии с законодательством, возложение обязанности о немедленном предоставлении гражданам, проживающим в указанном доме, жилых помещений в полномочия администрации района не входит.
Ссылается на то, что факт наличия собственности или договора найма в указанном многоквартирном жилом доме при признании данного дома аварийным не дает автоматически основание для предоставления другого жилого помещения по договору социального найма. Необходимо установить фактическую нуждаемость каждого проживающего в жилом помещении, как и факт его проживания в этом помещении.
Полагает, что исковые требования в части возложения обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма собственникам жилых помещений в указанном доме не основаны на законе.
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Козульского района ФИО42 указывает, что оснований для отмены решения не имеется.
Также имеются возражения на жалобу от жильцов дома по адресу: "адрес".
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации Козульского района ФИО43, поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора краевой прокуратуры ФИО44, полагавшего необходимым решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заключением межведомственной комиссии от "дата" 12-квартирный жилой "адрес" края признан ветхим, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.
Из материалов дела также видно, что квартиры N N в доме по указанному адресу находятся в частной собственности проживающих в них граждан, а квартиры N N, N предоставлены гражданам для проживания на условиях социального найма.
На момент обращения прокурора Козульского района Красноярского края в суд с названными требованиями администрацией "адрес" в "адрес" не расселен, жилые помещения гражданам не предоставлены.
Удовлетворяя заявленные прокурором Козульского района в интересах жильцов "адрес" исковые требования в полном объеме суд первой инстанции исходил из того, что указанный жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его ветхости и аварийного состояния, в связи с чем, на администрацию Козульского района судом была возложена обязанность по изданию распоряжения о дальнейшем использовании жилого "адрес", сроках расселения граждан и о предоставлении гражданам благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма.
При этом, суд исходил их того, что решение данного вопроса относится к компетенции органа местного самоуправления, которым, по мнению суда, является администрация Козульского района Красноярского края.
Согласно п. 1, 8, 9 ч, 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или руконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ода N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признание аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 названного Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 данного закона, только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
На момент рассмотрения дела в суде действовал Закон Красноярского края от 1 декабря 2014 г. N 7-2880 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края", в соответствии с п. "в" ст. 1 которого до 1 января 2016 г. за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, краевое законодательство относит решение вопросов жилищного законодательства к компетенции сельских поселений.
При таких обстоятельствах выбранное истцом в качестве ответчика лицо - администрация Козульского района Красноярского края не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных к администрации Козульского района Красноярского края исковых требований не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесении нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Козульского района Красноярского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО25, ФИО22 к администрации Козульского района Красноярского края как заявленных к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козульского районного суда Красноярского края от "дата" отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требовыаний прокурора Козульского района Красноярского края в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6; ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО25 ФИО52, ФИО22 к администрации Козульского района Красноярского края о возложении обязанности по изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения граждан, о предоставлении гражданам во внеочередном порядке благоустроенных жилых помещений по договору социального найма отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.