Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи ЧепуроваВ.В.,
при секретаре Сайпутдиновой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ШАНС" (далее по тексту -ООО "ШАНС") обратилось в суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР и Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что в результате завышенной кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Шанс" на праве собственности земельных участков, оно вынуждено уплачивать земельный налог в большем размере, что, по его утверждению, нарушает права собственника как налогоплательщика.
Как следует из искового заявления, кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 8 775 240 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 17.01.2014 года, установлена в размере 50 457 630 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 3 611 677 768,16 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 223 201 365,20 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 207 797 327,32 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 690 623 398,52 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 740 792 214,36 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 2 278 616 015,72 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 15.05.2015 года, установлена в размере 9 864 654,80 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 06.05.2015 года, установлена в размере 176 055 404,76 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 14.05.2015 года, установлена в размере 188 024 656,60 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 19.05.2015 года, установлена в размере 16 531 427 руб..
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить
ее в соответствии с рыночной стоимостью согласно представленным Отчетам об оценке NN ОКС-2015-2/4, ОКС-2015-2 9. ОКС-2015-2/10, ОКС-2015-2/2, ОКС-2015-2/1, ОКС-2015-2/12, ОКС-2015-2 3. ОКС-2015-2/11, ОКС-2015-2/8, ОКС-2015-2/5, ОКС-2015-2/6, ОКС-2015-2 7. составленным ООО "Центр развития бизнеса" и положительным экспертным заключениям к ним соответственно NN Э-0700/15-13, Э-0700/15-18, Э-0700/15-20, Э-0700/15-10, Э-0700/15-9, Э-0700/15-21, Э-0700/15-12, Э-0700/15-19, Э-0700/15-17, Э-0700/15-14, Э-0700/15-15, Э-0700/15-16, в соответствии с которыми рыночная стоимость, на соответствующую дату, земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 5 330 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 280 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 444 930 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 27 500 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 600 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 85 080 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 91 260 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 280 710 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 1 560 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 20 250 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 23 160 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 2 560 000 руб..
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике от 30.12.2015 г. N 20 заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем общество обратилось за установлением кадастровой стоимости в судебном порядке.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца не явился, в своем заявлении от 22.08.2016 г., адресованном суду, просил рассмотреть дело без его участия, удовлетворить заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии со стоимостью, указанной в заключении судебного эксперта.
Представители административных ответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительства КЧР и заинтересованных лиц: администрации Карачаевского городского округа, мэрии муниципального образования г. Черкесска, извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, обратились к суду с ходатайствами с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного истца ООО "ШАНС", представителей административных ответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительства КЧР и заинтересованных лиц: администрации Карачаевского городского округа, мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если
л*
результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения пред} смотрены ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
На возможность оспаривания кадастровой стоимости в судебном порядке указано также в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 ст. 66 ЗК РФ).
При этом, в силу п.З ст.66 ЗК РФ, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из допустимых доказательств по таким спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки. Поэтому, исходя из абз. 5, 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подлежит приложению отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда (ст.24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Ifj
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО "ШАНС" является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 2000 кв.м ... адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", участок находится примерно в 300 м. по направлению на юго-восток от ориентира гостиницы Домбай, расположенного за пределами участка, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 8 775 240 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 11500 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", участок находится в 400 м. по направлению на юго-восток от ориентира гостиница Домбай, расположенного за пределами участка, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 50 457 630 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 333172 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 3 611 677 768,16 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 20590 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 223 201 365,20 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 19169 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 207 797 327,32 руб.;
с кадастровым номером: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 63709 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 690 623 398,52 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 68337 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 740 792 214,36 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 210199 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес",
62, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 2 278 616 015,72 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 910 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 9 864 654,80 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 15164 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 06.05.2015 г. установлена в размере 176 055 404,76 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 17345 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 14.05.2015 г. установлена в размере 188 024 656,60 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 1525 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 19.05.2015 г. установлена в размере 16 531 427 руб..
Полагая размер кадастровой стоимости завышенным, ООО "ШАНС" обратилось к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости указанных земельных участков.
Согласно отчетам об оценке NN ОКС-2015-2/4, ОКС-2015-2/9, ОКС-2015-2/10, ОКС-2015-2/2, ОКС-2015-2/1, ОКС-2015-2/12, ОКС-2015-2/3, ОКС-2015-2/11, ОКС-2015-2/8, ОКС-2015-2/5, ОКС-2015-2/6, ОКС-2015-2/7, составленным ООО "Центр развития бизнеса" и положительным экспертным заключениям к ним соответственно NN Э-0700/15-13, Э-0700/15-18, Э-0700/15-20, Э-0700/15-10, Э-0700/15-9, Э-0700/15-21, Э-0700/15-12, Э-0700/15-19, Э-0700/15-17, Э-0700/15-14, Э-0700/15-15, Э-0700/15-16, рыночная стоимость, на соответствующую дату, земельных участков: с кадастровым номером 09:10:0010101:512 составляет 5 330 000 руб.; с кадастровым номером 09:10:0010101:510 составляет 25 280 000 руб.; с кадастровым номером 09:04:0101008:1 составляет 444 930 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты"
кадастровым номером "данные изъяты"
кадастровым номером "данные изъяты"
кадастровым номером "данные изъяты"
142 составляет 27 500 000 руб 144 составляет 25 600 000 руб
151 составляет 85 080 000 руб 154 составляет 91 260 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты" составляет 280 710 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты" составляет 1 560 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты" составляет 20 250 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты" составляет 23 160 000 руб
кадастровым номером "данные изъяты" составляет 2 560 000 руб..
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке представленных административным истцом от кадастровой стоимости спорных земельных участков и. в целях устранения данного недостатка, определением суда от 22.04.2016 г. по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России.
Из поступившего в суд заключения эксперта ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России N 1023\8-4 от 01.07.2016 г. усматривается, что рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 23 069 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 535 741 000 руб.; "
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 39 862 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 37 360 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 110 663 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 118 291 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 329 172 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет
2 564 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 06.05.2015 г., составляет 30 313 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 14.05.2015 г., составляет 34 291 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 19.05.2015 г., составляет
3 581000 руб.
Как следует из статьи 59 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или
отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Такое доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы (часть 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав заключение эксперта N 1023/8-4 от 01.07.2016 г. и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности по следующим основаниям.
Оценивая заключение судебной экспертизы от 01.07.2016 г., суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, в своем ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Центр развития бизнеса", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в Карачаево-Черкесской Республике и городе Черкесске; экспертом произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки на указанную судом дату.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных земельных участков, не представлено.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере
согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
С учетом изложенного суд полагает возможным согласиться с представленным экспертным заключением, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.
Исходя из положений статьи 82 КАС РФ и норм Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта N 1023/8-4 от 01.07.2016 г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", применительно к положениям статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, в частности, экспертное заключение, которое суд считает надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Закону об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим, датой подачи заявления для указанных лиц, является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В данном случае ООО "ШАНС" обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 14 декабря 2015 года (т.1, л.д. 131-150).
Вместе с тем, в пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ N 28 разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1 -го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд полагает необходимым определить период применения установленной кадастровой стоимости с 01.01.2015 г. для земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты". Однако учитывая, что кадастровая стоимость остальных земельных участков, в виду изменения их назначения, была установлена в мае 2015 года, следовательно период применения установленной кадастровой стоимости этих земельных участков следует определить с даты внесения в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости.
Обязанность внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков возникает у органа кадастрового учета (в данном случае - ФГБУ "ФКП Росреестра") в силу прямого указания в законе, а именно в силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при установлении такой стоимости судом. Кроме того, по смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
При решении вопроса о распределении судебных расходов, судом учитываются разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, если соответств\ ющие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки взыскиваются с административного истца.
Из материалов дела следует, что лицом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, в том числе спорных земельных участков является Правительство КЧР, представитель которого не оспаривал по существу требования истца.
Кроме того, поскольку разрешение дела об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объекта оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что судебные расходы, понесенные по таким делам, относятся на заявителя.
Вместе с тем, следует указать, что при назначении судебной экспертизы, на основании определения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от
22 апреля 2016 года обязанность по оплате за производство экспертизы была
возложена на административного истца.
Как следует из заявления Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы о возмещении понесенных расходов на проведение экспертизы, расходы составили 277 200 рублей, которые подлежат взысканию с Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости - удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 17 января 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 2000 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", участок находится примерно в 300 м. по направлению на юго-восток от ориентира гостиницы Домбай, расположенного за пределами участка, в размере рыночной стоимости -4 948 000 (четыре миллиона девятьсот сорок восемь тысяч) рублей на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 17 января 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 11500 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", участок находится в 400 м. по направлению на юго-восток от ориентира гостиница Домбай, расположенного за пределами участка, в размере рыночной стоимости -
23 069 000 (двадцать три миллиона шестьдесят девять тысяч) рублей на период с
1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости,
определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 333172 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 535 741 000 (пятьсот тридцать пять миллионов семьсот сорок одна тысяча) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 20590 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 39 862 000 (тридцать девять миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 19169 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 37 360 000 (тридцать семь миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 63709 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 110 663 000 (сто десять миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 68337 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 118 291 000 (сто восемнадцать миллионов двести девяносто одна тысяча) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 210199 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 329 172 000 (триста двадцать девять миллионов сто семьдесят две тысячи) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения
сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 910 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 2 564 000 (два миллиона пятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 06.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты" категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 15164 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 30 313 000 (тридцать миллионов триста тринадцать тысяч) рублей на период с 06.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 14.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 17345 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 34 291000 (тридцать четыре миллиона двести девяносто одна тысяча) рублей на период с 14.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
- Установить по состоянию на 19.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 1525 кв.м., адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, "адрес", в размере рыночной стоимости - 3 581 000 (три миллиона пятьсот восемьдесят одна тысяча) рублей на период с 19.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2015 г.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ШАНС" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы (г. Ставрополь, ул. Пригородная, 226, р/сч. N 40501810700022000002, БИК 040702001, КБК 00000000000000000130) расходы за проведение оценочной экспертизы в сумме 277 200 (двести семьдесят семь тысяч двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2016 г.
Судья
В.В.Чепуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.