Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Гришиной С.Г.
судей Дзыба З.И., Боташевой А.Р.
при секретаре судебного заседания Дагужиевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседания гражданское дело по апелляционной жалобе МВД по КЧР на решение Черкесского городского суда от 16 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Зарбалиевой З.И. к МВД по КЧР о признании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР незаконным, признании незаконным и отмене заключения служебной проверки МВД по КЧР, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты под уникальным номером.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., объяснения представителя ответчика Дарчиевой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Зарбалиевой З.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зарбалиева З.М. обратилась в суд с иском к МВД по КЧР о признании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР (ЦЖБК МВД по КЧР) от 18 февраля 2015 года N 45 в части, касающейся отмены пункта 52 протокола ЦЖБК МВД по КЧР от 24 августа 2012 года N 7 незаконным и отмене, признании незаконным и отмене пункта 2 полагающей части заключения служебной проверки МВД по КЧР, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под уникальным номером "данные изъяты".
Свои требования мотивировала тем, что с 23.08.2002 г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел по КЧР. 24.08.2012 года она была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии от 18.02.2015 года с указанного учета её исключили со ссылкой на то, что для получения выплаты необходим стаж службы в органах внутренних дел РФ не менее 10 лет, что в ее случае не имеет место. Зарбалиева З.М. полагает незаконным данное решение, поскольку согласно справке Управления по работе с личным составом МВД по КЧР от 23.08.2012 года ее стаж службы в органах внутренних дел составлял 10 лет. Проведенная служебная проверка в ее действиях нарушений не обнаружила, решение ЦЖБК МВД по КЧР от 18.02.2015 года признано законным и обоснованным. В связи с этим истец просила удовлетворить ее требования.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - МВД по КЧР и третьего лица - МВД РФ в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 16 декабря 2015 года исковые требования Зарбалиевой З.М. удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с вышеуказанным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что при вынесении решения суд сослался на то, что законодательством предусмотрено единственное основание для отказа в постановке на учет для получения ЕСВ, предусмотренное п.16 Правил: отсутствие подтвержденных соответствующими документами условий постановки на учет и снятие с учета на получение ЕСВ противоречит п.16 Правил. Однако, по мнению МВД по КЧР, данный пункт Правил не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку применение указанного пункта возможно при решении вопроса о постановке на учет. В данном случае речь идет о снятии с учета, а не об отказе в постановке на учет. Суд, принимая решение, учел так же отсутствие вины Зарбалиевой З.М. при предоставлении справки о стаже службы в ОВД. Между тем, в соответствии с п. "г" ст.19 Правил сотрудник снимается с учета в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.
В своих возражениях представитель истца просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 04 апреля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба МВД по КЧР - без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда апелляционной инстанции, МВД по КЧР обжаловало судебный акт в кассационном порядке.
Определением судьи Верховного Суда КЧР от 12 сентября 2016 года кассационная жалоба МВД по КЧР передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Постановлением Президиума Верховного Суда КЧР от 13 октября 2016 года гражданское дело по иску Зарбалиевой З.И. к МВД по КЧР о признании протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР незаконным, признании незаконным и отмене полагающей части заключения служебной проверки МВД по КЧР, признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты под уникальным номером направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР, в ином составе судей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что Зарбалиева З.М. работала в органах внутренних дел МВД по КЧР с 23 августа 2002 года по 17 октября 2005 года инспектором канцелярии, старшим инспектором канцелярии следственного управления при МВД по КЧР.
С 17 октября 2005 года по настоящее время служит в органах внутренних дел МВД по КЧР, занимает должность следователя отделения по расследованию преступлений против собственности СО отдела МВД России по г. Черкесску.
23 августа 2012 года Зарбалиевой З.М. было подано заявление в ЦЖБК МВД по КЧР о принятии ее на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседание ЦЖБК МВД по КЧР от 24 августа 2012 года Зарбалиевой З.М. была предоставлена справка о том, что стаж её службы в органах внутренних дел составляет 10 лет 00 месяцев 00 дней. Справку о наличии у нее 10-летнего стажа выдало соответствующее подразделение МВД по КЧР.
Согласно протокола N7 заседания ЦЖБК МВД по КЧР от 24 августа 2012 года Зарбалиева З.М. была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе из 3-х человек. Комиссия установила, что на дату подачи заявления о постановке на учет стаж службы истицы в органах внутренних дел составлял 10 лет.
18 февраля 2015 года жилищно-бытовая комиссия приняла постановление об отмене решения ЦЖБК МВД по КЧР в части, касающейся принятия Зарбалиевой З.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты. Основанием для принятия такого постановления явилось то, что стаж службы Зарбалиевой З.М. на момент постановки её на учет 24 августа 2012 года составил менее 10 лет.
Распоряжением МВД по КЧР от 20.02.2015 г. протокол Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 18.02.2015 г. N 45 был утвержден.
Из заключения служебной проверки МВД по КЧР от 13.04.2015 г. следует, что на момент постановки Зарбалиевой З.М. на учет у нее отсутствовало одно из оснований, предусмотренных законом, дающее право принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно п.2 служебной проверки, протокол жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 18 февраля 2015 года признан законным и обоснованным.
Из справки МВД по КЧР от 14.08.2015 г. усматривается, что на 23 августа 2012 года (на момент получения Зарбалиевой З.М. справки о размере стажа службы) стаж службы Зарбалиевой З.М. в ОВД составлял 8 лет 3 месяца 06 дней, на 17.02.2015 г. - 10 лет 8 мес. 30 дн (л.д.84).
Частью 1 ст.1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент подачи Зарбалиевой З.М. заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Ни указанным федеральным законом, ни принятым в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, ни самими Правилами не урегулирован порядок исчисления стажа службы для предоставления данной социальной выплаты.
Согласно п. п. 1, 5 ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: для назначения пенсии за выслугу лет, - периоды, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи; для предоставления иных социальных гарантий, к которым относится и единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, - периоды, определенные Правительством Российской Федерации.
Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что периоды, включаемые в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и для предоставления иных социальных гарантий, определяются по - разному, в связи с чем в стаж службы для предоставления иных социальных гарантий не могут засчитываться периоды, указанные в ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определены периоды, которые подлежат включению в стаж службы в органах внутренних дел для получения социальной выплаты, не дает права рассчитывать эти периоды по Правилам, установленным для исчисления стажа при назначении пенсии за выслугу лет, поскольку возможность такого зачета ни Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации не установлена.
В соответствии с преамбулой Положения о службе в органах внутренних дел (утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 28.11.2015) оно регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 1 Положения о службе в органах внутренних дел, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД РФ, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Они имеют форменную одежду, им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных образцов, а после прохождения соответствующей подготовки они имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Зарбалиева З.М. начала работать в органах внутренних дел МВД по КЧР с 23 августа 2002 года в должности инспектора канцелярии, затем старшего инспектора канцелярии следственного управления при МВД по КЧР. В должности старшего инспектора канцелярии она состояла до 17 октября 2005 года.
Таким образом, сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации она в период с 23 августа 2002 года по 17 октября 2005 года не была, т.к. не состояла в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД РФ.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы Положения о службе в органах внутренних дел, коллегия находит, что указанная ст. 4 ФЗ РФ 19.07.2011 г. N 247-ФЗ социальная гарантия может быть предоставлена только сотрудникам органов внутренних дел, состоящим на службе в этих органах.
Поскольку Зарбалиева З.М. работала в органах внутренних дел МВД по КЧР с 23 августа 2002 года по 17 октября 2005 года инспектором канцелярии, старшим инспектором канцелярии следственного управления при МВД по КЧР, а эти должности не отвечают требованиям статьи 1 Положения, то вывод суда в решении о том, что стаж службы Зарбалиевой З.М., дающий ей право претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, течет с 23 августа 2002 года, коллегия находит неправильным.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа; б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты; в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет); д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
Уполномоченным органом по рассмотрению заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты согласно п. 10 Правил является комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам, образуемая правовым актом федерального органа исполнительной власти (далее - Комиссия).
На территории КЧР таким уполномоченным органом является центральная жилищно-бытовая комиссия управления Министерства внутренних дел по КЧР, которая уполномочена, в частности, рассматривать вопросы о постановке на учет для получения ЕСВ и снятии с учета.
Перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, предусмотрен пунктом 5 Правил.
В соответствии с пп. "в" п. 14 Правил, Комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16).
Пунктом 12 Правил определено, что при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата.
Из буквального толкования пп. "г" п. 19 Правил следует, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Из материалов дела следует, что Зарбалиева З.М. была принята комиссией на учет на получение единовременной социальной выплаты 24 августа 2012 года. На тот период стаж её службы в органах внутренних дел был меньше положенных 10 лет - 8 лет 3 месяца 07 дней, поэтому у комиссии отсутствовало право принять истицу на учет.
Судебная коллегия полагает, что с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм права у Зарбалиевой З.М. отсутствовало право на принятие на учет на получение единовременной выплаты, в связи с чем она обоснованно была снята с учета на ее получение.
Суд первой инстанции, признавая решение ответчика о снятии истицы с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, неправильно истолковал нормы Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в связи с чем пришел к необоснованному выводу о том, что Зарбалиева З.М. соответствует критериям, установленным ст.1 Правил.
Поскольку основания для постановки на учет Зарбалиевой З.М. на получение единовременной выплаты отсутствовали, ответчик правомерно снял её с учета для получения единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным и оно подлежит отмене в силу пп. 3 - 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 16 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Зарбалиевой З.И. к МВД по КЧР
- о признании незаконными и подлежащими отмене протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 18.02.2015 г. N 45 в части отмены п. 52 протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 24.02.2012 г. N 7 о принятии на учет Зарбалиевой З.М. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и распоряжения МВД по КЧР от 20. 02.2015 г. N28 об утверждении протокола Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КЧР от 18.02.2015 г. N 45;
- о признании незаконным и подлежащим отмене п.2 полагающей части заключения служебной проверки МВД по КЧР от 13.04.2015 г.;
- о признании за Зарбалиевой З.М. права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под уникальным номером "данные изъяты" - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.