Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Гришиной С.Г.,
судей: Сыч О.А., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 июня 2016 года по исковому заявлению прокурора "адрес" действующего в защиту интересов Коновалова А.С. к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения прокурора Семеновой Ж.В., Коновалова А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" в интересах Коновалова А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГУ - РО ФСС РФ по КЧР) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации. Требования мотивированы тем, что Коновалов А.С. является инвалидом I группы и в ходе проведения проверки прокуратурой, были выявлены нарушения его прав на получение технических средств реабилитации - подгузниками для взрослых. Индивидуальной программой реабилитации инвалида карта N ... к акту освидетельствования N ... от "дата" Коновалов А.С. нуждается в предоставлении ему технических средств реабилитации в виде абсорбирующего белья, памперсов (подгузников для взрослых) бессрочно в количестве 3 единицы ежедневно. Исполнителем реабилитационных мероприятий и применением технических средств реабилитации являются органы социального страхования. "дата" Коновалов А.С. подал заявление в ГУ - РО ФСС РФ по КЧР об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации - памперсами (подгузниками для взрослых) N 3 в количестве 1 045 единиц и пеленками в количестве 50 единиц. Вместе с тем, ответчиком за текущий период 2015 года, Коновалову А.С. - ФСС по КЧР были выданы согласно акту от "дата" подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 360 штук, из них 180 штук выданы за период 2015 года по "дата" года согласно заявлению, соответственно 735 единиц подгузников для взрослых ему фактически не были выданы. Просит суд обязать ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обеспечить инвалида 1 группы Коновалова А.С. "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых, размер "L" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида карта N ... к акту освидетельствования N ... от "дата" в количестве 735 штук.
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" - Хабекирова Э.М. поддержала заявленный иск и просила его удовлетворить по требованиям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что выдача памперсов должна осуществляться в строгом соответствии с законом и ИПР, а не после прокурорской проверки. Ответчик должен выдавать памперсы на будущее время.
Истец Коновалов А.С. поддержал иск прокурора "адрес", просил его удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ранее уже обращался с жалобой на действия ответчика на имя главы республики, который данную жалобу для рассмотрения передал в прокуратуру.
Представитель ответчика представила в суд письменные возражения на иск, которые поддержала в судебном заседании и просила в иске отказать. Считает, что ГУ - РО ФСС РФ по КЧР в настоящее время ничего не нарушал. ГУ - РО ФСС РФ по КЧР приобретает те памперсы, той торговой марки, которые участвовали в конкурсе и на ту сумму, которую выделили. Если инвалид не согласен с качеством приобретенных ГУ - РО ФСС РФ по КЧР памперсов, то он имеет право самостоятельно их приобретать. Коновалову периодически памперсы выделяются.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 июня 2016 года исковые требования прокурора Карачаево-Черкесской Республики были удовлетворены. Суд обязал ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обеспечить инвалида 1 группы Коновалова А.С. "дата" года рождения, техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых, размер "L" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида карта N ... к акту освидетельствования N ... от "дата" в количестве 735 штук.
Не согласившись с указанным решением ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. При этом указано, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушил нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что согласно разъяснений, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "дата" N ... , обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе абсорбирующим бельем - подгузниками за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Однако судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, вышеуказанное письмо не было принято во внимание и не рассмотрено как доказательство указанных обстоятельств.
В возражениях Коновалов А.С. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ - РО ФСС РФ по КЧР просила требования апелляционной жалобы удовлетворить, отменить решение, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просила решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Коновалов А.С. просил решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, которые выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Коновалов А.С., "дата" года рождения, является инвалидом I группы.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от "дата" N ... К.А.С. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации в виде абсорбирующего белья, памперсов (подгузников для взрослых) бессрочно в количестве 3 единицы ежедневно, бессрочно.
"дата" К.А.С. подал заявление в ГУ - РО ФСС РФ по КЧР об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации - памперсами (подгузниками для взрослых) N ... в количестве 1 045 единиц и пеленками в количестве 50 единиц в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Вместе с тем, представителем ГУ - РО ФСС РФ по КЧР в ходе проверки даны объяснения о том, что за текущий период 2015 года, Коновалову А.С. - ФСС по КЧР были выданы согласно акту от "дата" подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 360 штук, из них 180 штук выданы за период 2015 года по "дата" согласно заявлению.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что Коновалову А.С. с момента подачи его заявления от "дата" было выдано 360 единиц подгузников для взрослых из 1095 положенных, соответственно 735 единиц подгузников для взрослых ему выданы не были.
Удовлетворяя иск прокурора "адрес", действующего в интересах Коновалова А.С., и возлагая на ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обязанность обеспечить Коновалова А.С., техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых, размер "L" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в количестве 735 штук, суд первой инстанции исходил из того, что Коновалов А.С. в указанный период не был своевременно и в полном объеме обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенного права, по мнению суда должно быть осуществлено путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре за прошлое время. При этом суд указал, что данное право не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а также от проведения или не проведения закупки этих средств ГУ - РО ФСС РФ по КЧР.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 утверждены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57 н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57 н.
Указанное, содержится также и в разъяснениях, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года N 13-3/10/В-4473 из которых следует, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Коновалов А.С. был лишен принадлежащего ему права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление его права, возможно, только путем предоставления ему технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.
Отсутствие же в указанных выше правовых актах нормы права, прямо предусматривающей возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период, вопреки мнению суда, означает в рамках механизма публично-правового регулирования спорных отношений запрет на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления по каким-либо причинам.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57 н, а у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обязанности обеспечить Коновалова А.С. техническими средствами реабилитации в натуре за указанный период.
Ссылка суда на то, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно, является несостоятельной, поскольку механизм реализации права инвалида на данную меру социальной поддержки в указанном случае урегулирован положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57 н.
Кроме того, возлагая на ответчика обязанность, обеспечить Коновалова А.С. подгузниками для взрослых, размер "L" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в количестве 735 штук, суд исходил из того, что указанные технические средства реабилитации в необходимом количестве ему не были предоставлены. При этом суд не учел, что, как следует из материалов дела, по акту за текущий период 2015 года, Коновалову А.С. - ФСС по КЧР были выданы согласно акту от "дата" подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 90 штук, согласно акту от "дата" выданы подгузники для взрослых в количестве 360 штук, из них 180 штук выданы за период 2015 года по "дата" согласно заявлению, то есть на момент принятия решения судом первой инстанции Коновалову А.С. всего было передано 360 единиц подгузников для взрослых.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу решение нельзя признать законными. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а по делу необходимо принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору "адрес" действующего в защиту интересов Коновалова А.С. к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 06 июня 2016 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" действующего в защиту интересов Коновалова А.С. к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.