Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.,
судей: Матакаевой С.К., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Быковской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и по административному исковому заявлению ООО ИСК "Кубанское" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР и Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Cуда КЧР Дзыба З.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Кубанское" (ООО ИСК "Кубанское") обратилось в суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР и Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, указав, что оспариваемая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394, завышена, в связи с чем ООО ИСК "Кубанское" вынуждено уплачивать земельный налог, который экономически необоснован, чем нарушаются права собственника земельных участков как налогоплательщика.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в своем заявлении от 22.08.2016 г., адресованном суду, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители административных ответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительства КЧР и заинтересованных лиц: администрации Карачаевского городского округа, мэрии муниципального образования г. Черкесска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено судом в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбмрательства.
Решением Верховного Суда Карачаево - Черкесской Республики от 22 августа 2016 года административное исковое заявление ООО ИСК "Кубанское" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворено в части. Суд установилпо состоянию на 17 января 2014 г. кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 2000 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 4 948 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства двух многоквартирных жилых домов, площадь: 2000 кв.м., адрес: Россия "адрес", в размере рыночной стоимости - 4 948 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства мини гостиницы, площадь: 500 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 1 511 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 500 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 1 511 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства мини гостиницы, площадь: 1000 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 2 725 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства мини гостиницы, площадь: 4800 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 10 655 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - строительство и эксплуатация всесезонного развлекательного центра: Аквапарка, лыжных трасс с возможностью ночного катания, подъемников и кафе, площадь: 18 000 кв.м., адрес: "адрес" в размере рыночной стоимости - 14 859 000 рублей;
- "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиничного комплекса, площадь: 7000 кв.м., адрес: "адрес" в размере рыночной стоимости - 14 859 000 рублей для всех указанных земелных участков на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, суд установилпо состоянию на 19 мая 2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 28194 кв.м., адрес: "адрес" в размере рыночной стоимости - 32 423 000 рублей на период с 19 мая 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной. Датой подачи заявления ООО ИСК "Кубанское" о пересмотре кадастровой стоимости суд установил14 декабря 2015 г.
В апелляционной жалобе Правительства КЧР ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, вынесении по делу нового решения об отказе ООО ИСК "Кубанское" в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец ООО ИСК "Кубанское" просит изменить решение Верховного Суда КЧР от 22.09.2016 в части взыскания с ООО ИСК "Кубанское" в пользу ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы расходов за проведение оценочной экспертизы в сумме 207 900 рублей и взыскать расходы с Правительства КЧР.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 на 17.01.2014 года кадастровая стоимость земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 8 775 240 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 26 623 960 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 2 193 810 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 2 193 810 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 4 387 620 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 21060 576 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 41 078 520 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 18 633 790 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на 19.05.2015 года, установлена в размере 327 334 877,46 руб.
Полагая, что оспариваемая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394, завышена, истец просил установить ее в соответствии с рыночной стоимостью согласно представленным Отчетам об оценке NN N ... , составленным ООО "Центр развития бизнеса", и положительными экспертными заключениями к ним соответственно N N N ... в соответствии с которыми рыночная стоимость, на соответствующую дату, земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 5 330 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 5 330 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 1 350 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 1 350 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 2 700 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 12 150 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 27 530 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 15 840 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 37 650 000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения КЧР от 29.12.2015 г. N 19 заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем Общество обратилось за установлением кадастровой стоимости в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости является в соответствии с ч. 1 ст. 248 КАС РФ:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования Общества об установлении в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости, правильно применил регулирующие рассматриваемые правоотношения нормы права, как то: ст. ст. 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также соответствующие положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Так, статья 65 Земельного кодекса РФ, определяя в пункте 1 принцип платности землепользования в форме земельного налога и арендной платы, пунктом 5 устанавливает положение о кадастровой стоимости земельного участка, используемой в целях налогообложения, а также и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Принадлежность Обществу на праве собственности указанных выше земельных участков, в силу которой результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, как плательщиков земельного налога, судом первой инстанции установлена наличием свидетельств о государственной регистрации этого права.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, представленных административным истцом, от кадастровой стоимости спорных земельных участков и в целях устранения данного недостатка по делу была проведена судебная оценочная экспертиза. Из заключения эксперта ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России N 1022\8-4 от 01.07.2016 г. усматривается, что рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 1 511000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет
1 511 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет
2 725 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 10 650 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 14 859 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 14 859 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 19.05.2015 г., составляет 32 423 000 руб.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 1 511000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет
1 511 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет
2 725 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 10 650 000 руб.; с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 14 859 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 14 859 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 19.05.2015 г., составляет 32 423 000 руб.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку требований к Правительству КЧР заявлено не было, оно не могло участвовать в деле в качестве ответчика, не основан на нормах материального права.
Согласно ч.2 ст. 247 КАС РФ, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Из постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" следует, что именно Правительство КЧР утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики, в том числе и спорных земельных участков. Поэтому оснований к исключению Правительства КЧР из числа ответчиков по делу у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что судебную защиту нарушенного права истец должен был осуществлять в ином судебном порядке - посредством обжалования постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" основан на неправильном толковании КАС РФ. Административный истец определилдля себя правильный способ защиты - оспаривание результатов определения кадастровой стоимости. Данный способ защиты не предусматривает оспаривание нормативно-правового акта.
Довод жалобы о том, что изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, основанием к отмене решения суда быть не может.
Довод жалобы о том, что суд в нарушение п.3 ст. 309 КАС РФ не вызвал в судебное заседание экспертов, производивших оценку земельных участков, представленную административным истцом, основан на неправильном толковании указанной нормы, а потому не может быть принят во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда и отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает на несогласие с решением суда в части распределения судебных расходов, просит изменить решение суда в части взыскания с ООО ИСК "Кубанское" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы расходов за проведение оценочной экспертизы в сумме 207 900 рублей, просит взыскать судебные расходы с Правительства КЧР.
Судебная коллегия полагает довод возражений не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса (обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой), лежит на административном истце. Услуги по составлению экспертного заключения оказаны с целью проверки достоверности доказательств, представленных административным истцом в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах и поскольку разрешение дела об установлении в отношении земельных участков их рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объектов оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебные расходы, понесенные по таким делам, относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда КЧР
определила:
решение Верховного Суда КЧР от 22 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.