Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего: Дзыба З.И.,
судей Лайпанова А.И., Болатчиевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Правительства КЧР на решение Верховного Суда КЧР от 22 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Шанс" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Правительству КЧР о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Правительства КЧР - Грабцевич А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Шанс" (далее по тексту - ООО "Шанс") обратилось в суд с вышеназванным иском. Требования мотивированы тем, что в результате завышенной кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Шанс" на праве собственности земельных участков оно вынуждено уплачивать земельный налог в большем размере, что, по его утверждению, нарушает права собственника как налогоплательщика.
Так стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 17.01.2014 г. в размере 8 775 240 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 4 948 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 17.01.2014 г. в размере 50 457 630 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 23 069 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 3 611 677 768,16 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 535 741 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 223 201 365,20 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 39 862 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 207 797 327,32 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 37 360 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 690 623 398,52 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 110 663 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 740 792 214,36 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 118 291 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 2 278 616 015,72 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 329 172 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 15.05.2015 г. в размере 9 864 654,80 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 2 564 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 06.05.2015 г. в размере 176 055 404,76 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 30 313 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 06.05.2015 г. в размере 188 024 656,60 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 34 291 000 руб.;
стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 19.05.2015 г. в размере 16 531 427 руб., не согласившись с такой кадастровой стоимостью, истец просил установить ее в размере 3 581 000 руб.
Рыночную стоимость вышеназванных земельных участков ООО "Шанс" просило установить согласно представленным отчетам об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленных ООО "Центр развития бизнеса".
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители административных ответчиков: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства КЧР; заинтересованных лиц: администрации Карачаевского городского округа, мэрии муниципального образования города Черкесска, извещенные о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствии.
Решением Верховного Суда КЧР от 22 августа 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Судом постановленоустановить по состоянию на 17 января 2014 г. кадастровую стоимость земельных участков:
С кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 2000 кв.м., адрес: "адрес", расположенного за пределами участка, в размере рыночной стоимости - 4 948 000 рублей на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 17 января 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 11500 кв.м., адрес: "адрес", расположенного за пределами участка, в размере рыночной стоимости - 23 069 000 рублей на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 333172 кв.м., адрес: "адрес" в размере рыночной стоимости - 535 741 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 20590 кв.м. адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 39 862 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 19169 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 37 360 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 63709 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 110 663 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 68337 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 118 291 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 210 199 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 329 172 000 рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 15.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 910 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 2 564 000) рублей на период с 15.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 06.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 15164 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 30 313 000 рублей на период с 06.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 14.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 17345 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 34 291000 рублей на период с 14.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить по состоянию на 19.05.2015 г. кадастровую стоимость земельного участка "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 1525 кв.м., адрес: "адрес", в размере рыночной стоимости - 3 581 000 рублей на период с 19.05.2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления ООО "ШАНС" о пересмотре кадастровой стоимости суд указал 14 декабря 2015 г. Суд взыскал с ООО "ШАНС" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы расходы за проведение оценочной экспертизы в сумме 277 200 рублей.
В апелляционной жалобе Правительства КЧР ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка тому, что изменение кадастровой стоимости в том размере, который просил истец, повлечет уменьшение поступлений в бюджет муниципального образования и повлечет дефицит консолидированного бюджета КЧР. В нарушение ст.84 КАС РФ письменные доводы Правительства КЧР не отражены в решении, оценка им не дана, суд не отразил мотивы, по которым доказательства в виде представленных Правительством КЧР и истцом отчетов им отвергнуты, а также оснований, по которым одним доказательствам было отдано предпочтение перед другими, не указал о недостоверности представленного Правительством КЧР отчета. Полагает, что судом не принято во внимание то, что истец должен был обратиться с иными требованием, то есть с требованиями об обжаловании действующего нормативного правового акта, так как изменение кадастровой стоимости по существу является изменением данных, приведенных в приложении к Постановлению Правительства КЧР.
В своем отзыве на жалобу ООО "Шанс" просит решение суда изменить в части взыскания с ООО "Шанс" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы расходов за проведение оценочной экспертизы в сумме 277 200 руб. и взыскать данную сумму с Правительства КЧР.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства КЧР Грабцевич А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда отменить.
Надлежаще извещенные представители ООО "Шанс", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Управления Росреестра по КЧР в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя Правительства КЧР Грабцевич А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ООО "ШАНС" является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 2 000 кв.м. адрес: "адрес", расположенного за пределами участка, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 8 775 240 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - для строительства гостиницы, площадь: 11 500 кв.м., адрес: "адрес", расположенного за пределами участка, кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 17.01.2014 г. установлена в размере 50 457 630 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 333 172 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 3 611 677 768,16 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 20 590 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 223 201 365,20 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 19 169 кв.м., адрес: "адрес" кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 207 797 327,32 руб.;
с кадастровым номером: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 63 709 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 690 623 398,52 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 68 337 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 740 792 214,36 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 210 199 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 2 278 616 015,72 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 910 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 15.05.2015 г. установлена в размере 9 864 654,80 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 15 164 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 06.05.2015 г. установлена в размере 176 055 404,76 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 17 345 кв.м., адрес: "адрес" кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 14.05.2015 г. установлена в размере 188 024 656,60 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов - под многоэтажной жилой застройкой, площадь: 1 525 кв.м., адрес: "адрес", кадастровая стоимость которого, по результатам государственной кадастровой оценки земель, по состоянию на 19.05.2015 г. установлена в размере 16 531 427 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость каждого из вышеперечисленных земельных участков, административный истец представил в суд отчеты об оценке NN N ... , составленные ООО "Центр развития бизнеса", и положительные экспертные заключения к ним соответственно NN N ... , согласно которым рыночная стоимость на соответствующую дату земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 5 330 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 280 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 444 930 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 27 500 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 25 600 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 85 080 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 91 260 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 280 710 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 1 560 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 20 250 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 23 160 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 2 560 000 руб.
Ответчики возражали против удовлетворения заявленных требований.
Определением суда от 22.04.2016 г. по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России.
Из поступившего в суд заключения эксперта ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России N ... от 01.07.2016 г. усматривается, что рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 4 948 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 17.01.2014 г., составляет 23 069 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 535 741 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 39 862 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 37 360 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 110 663 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 118 291 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет 329 172 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 15.05.2015 г., составляет
2 564 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 06.05.2015 г., составляет 30 313 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 14.05.2015 г., составляет 34 291 000 руб.;
с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на дату установления государственной кадастровой оценки - 19.05.2015 г., составляет 3 581 000 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не отразил мотивы, по которым доказательства в виде представленных Правительством КЧР и истцом отчетов отвергнуты, а также оснований, по которым одним доказательствам было отдано предпочтение перед другим, что суд не указал о недостоверности представленного Правительством КЧР отчета, уклонился от оценки доказательств, - несостоятельны. Нарушений, предусмотренных ст.84 КАС РФ, судом не допущено, представленным доказательствам дана соответствующая оценка с приведением мотивов. При этом эти доводы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на выводы суда по существу дела.
Утверждения о том, что суд фактически обязывал заявлять ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы не нашли подтверждения, в материалах дела такие факты не установлены.
Ссылка в жалобе на то, что изменение кадастровой стоимости в том размере, который просил истец, повлечет уменьшение поступлений в бюджет муниципального образования и повлечет дефицит консолидированного бюджета КЧР, не убедительна, не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения, основанного на конкретных обстоятельствах.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку требований к Правительству КЧР заявлено не было, оно не могло участвовать в деле в качестве ответчика, не основан на нормах материального права.
Согласно ч.2 ст. 247 КАС РФ, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Из постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" следует, что именно Правительство КЧР утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики, в том числе и спорных земельных участков. Поэтому оснований к исключению Правительства КЧР из числа ответчиков по делу у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что судебную защиту нарушенного права истец должен был осуществлять в ином судебном порядке - посредством обжалования постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" основан на неправильном толковании КАС РФ. Административный истец определилдля себя правильный способ защиты - оспаривание результатов определения кадастровой стоимости. Данный способ защиты не предусматривает оспаривание нормативно-правового акта.
Довод жалобы о том, что суд в нарушение п.3 ст. 309 КАС РФ не вызвал в судебное заседание экспертов, производивших оценку земельных участков, представленную административным истцом, основан на неправильном толковании указанной нормы, а потому не может быть принят во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда и отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец указывает на несогласие с решением суда в части распределения судебных расходов, просит изменить решение суда в части взыскания с ООО "Шанс" в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы расходов за проведение оценочной экспертизы в сумме 277 200 рублей, просит взыскать данные судебные расходы с Правительства КЧР.
Судебная коллегия полагает довод отзыва не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 248 КАС РФ обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса (обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой), лежит на административном истце. Услуги по составлению экспертного заключения оказаны с целью проверки достоверности доказательств, представленных административным истцом в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах и поскольку разрешение дела об установлении в отношении земельных участков их рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объектов оценки и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, а также наличие спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебные расходы, понесенные по таким делам, относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда КЧР
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда КЧР от 22 августа 2016 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства КЧР - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.