Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Карелиной Е.Г., Марисова А.М.,
при секретаре Безбриловой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Пронина С. Ю. к гаражно-строительному кооперативу "Осень" (далее - ГСК "Осень", кооператив) о включении пая на гаражные боксы в состав наследственного имущества, признании права на пай, включении в состав членов кооператива
по апелляционным жалобам истца Пронина С.Ю., его представителя МельникЕ.Ю. на решение Советского районного суда г. Томска от 16.05.2016.
Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя истца Пронина С.Ю. Копейкину Ю.И., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, представителя ответчика ГСК "Осень" Шелеметьева К.Ф., возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия
установила:
Пронин С.Ю. обратился в суд с иском к ГСК "Осень", в котором, с учетом последующего уточнения требований, просил:
- включить пай в ГСК "Осень" на гаражный бокс по третьей линейке, расположенный на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, в состав наследства, открывшегося после смерти его отца П., умершего 19.05.2003;
- включить пай в ГСК "Осень" на гаражный бокс /__/ по четвертой линейке, расположенный на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, в состав наследства, открывшегося после смерти его отца П., умершего 19.05.2003;
- признать за ним право на пай в ГСК "Осень" на гаражный бокс /__/ по четвертой линейке, расположенный на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, в порядке наследования;
- признать за ним право на пай в ГСК "Осень" на гаражный бокс по третьей линейке, расположенный на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, в порядке наследования;
- обязать ГСК "Осень" включить его в списки членов ГСК "Осень" по третьей, четвертой линейке бокс /__/;
- взыскать в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1000,00руб.
В обоснование требований указал, что принял наследство после смерти отца П., умершего 19.05.2003. Отец при жизни являлся членом ГСК "Осень", выплатившим паевые взносы за гаражный бокс по третьей линейке, расположенный на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, а также за гаражный бокс /__/ по четвертой линейке, однако правоподтверждающие документы не сохранились, ответчик отказывает в их выдаче и в приеме его (Пронина С.Ю.) в члены кооператива.
В судебном заседании представители истца Пронина С.Ю. Пронина В.И., Мельник Е.Ю. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГСК "Осень" Шелеметьев К.Ф. в судебном заседании иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Пронина С.Ю., третьего лица нотариуса Усачевой К.С.
Решением Советского районного суда г.Томска от 16.05.2016 исковые требования Пронина С.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах истец Пронин С.Ю. и его представитель Мельник Е.Ю. просят решение отменить, принять новое об удовлетворении иска. Считают несоответствующими обстоятельствам дела и основанными на неверной оценке доказательств выводы суда о том, что: супруга наследодателя Пронина В.И., являясь членом кооператива, знала о перерегистрации Устава ГСК "Осень" и должна была сообщить наследнику об этих изменениях; наследодатель, умерший 19.05.2003, и О., передавший свой пай П., могли присутствовать на перерегистрации Устава в 2008 году; ордер, квитанции, выписка из протокола N9 от 03.08.1999, постановление N647 от 16.08.1999 не подтверждают полную оплату наследодателем паевых взносов, в связи с чем истец не может претендовать на пай и членство в ГСК. Отмечают, что ответчик в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не представил доказательств наличия у П. задолженности по уплате паевых взносов, исключения его из членов ГСК, возврата ему уплаченных денежных средств. Обращают внимание, что на основании п.5.6, 5.10 Устава ГСК "Осень", ст. 1177 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании" ответчик обязан принять истца в члены ГСК "Осень". Ссылаются на то, что до настоящего времени места под гаражные боксы не заняты, отсутствуют адреса (N бокса и ячейка). Полагают, что в силу п.13,17 примерного Устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 24.09.1960 N 1475 (далее- примерный Устав), ст.7 Закона СССР от 06.03.1990 "О собственности в СССР", п. 4 ст. 218 ГК РФ, ст.116ГК РФ (в ред. до 01.09.2014) фактическое строительство гаражного бокса подтверждает внесение пая, поскольку целью внесения пая является общее строительство. Указывают, что суд в нарушение норм процессуального права не привлек к участию в деле в качестве соответчика Нагорного П.В., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, О.
В соответствии с ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истца Пронина С.Ю., третьего лица нотариуса Усачевой К.С.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований к отмене решения не нашла.
Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1,2 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять; принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона СССР "О собственности в СССР", введенного в действие с 01.07.1990, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество. Аналогичное правило было воспроизведено в п. 2 ст. 13 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", действовавшего с 01.01.1991, в настоящее время - в п.4 ст.218 ГК РФ.
Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Судом установлено, следует из материалов дела, что истец является сыном и наследником, принявшим наследство (денежные вклады) П., умершего 19.05.2003 (т.1, л.д. 10-12).
ГСК "Осень" согласно выписке из ЕГРЮЛ (т.1, л.д.17,18), постановлению администрации Советского района г.Томска N620 от 25.04.1992 (т.1, л.д.106) создан 23.04.1992 и согласно Уставу, утвержденному 03.12.2008 (т.1, л.д.112-122), является некоммерческой организацией, созданной гражданами в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и основанной путем объединения его членами имущественных паев.
Постановлением администрации г.Томска от 25.05.1992 N 1077-з (т.1, л.д.107) кооперативу отведен земельный участок площадью /__/ га в районе /__/ в границах согласно выкопировке под строительство индивидуальных гаражей на 324 машиноместа. Указанное постановление признано утратившим силу постановлением администрации г.Томска от 23.01.2015 N 91-з (т.1, л.д.108), из которого также следует, что прекращено право постоянного бессрочного пользования ГСК "Осень" земельным участком с кадастровым номером: /__/ по адресу: /__/; данный участок, на котором расположены гаражи индивидуальных легковых автомобилей, предоставлен кооперативу в собственность.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на то, что к нему в порядке наследования перешло имеющееся на момент открытия наследства у наследодателя П. право на пай в ГСК "Осень" на гаражный бокс по третьей линейке и на гаражный бокс /__/ по четвертой линейке, расположенные на земельном участке с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п.67 постановления от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя. К наследникам члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива, не внесшего полностью паевой взнос за квартиру, дачу, гараж и иное имущество, переданное ему кооперативом в пользование, переходит пай в сумме, выплаченной к моменту открытия наследства.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Отказывая Пронину С.Ю. в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что стороной истца не представлено доказательств оплаты наследодателем П., а также О., передавшим П. свое членство в кооперативе ГСК "Осень", паевых взносов за гаражные боксы, а следовательно, и наличия у наследодателя и у истца права на пай в кооперативе на заявленные боксы.
Данные выводы основаны на законе и доказательствах, оснований не соглашаться с ними по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Действительно, материалами дела подтверждается, что наследодатель П. с 1992 года являлся членом ГСК "Осень", был включен в список членов кооператива по третьей линейке (т.1, л.д.13,247). Также материалами дела подтверждается, что в числе членов ГСК "Осень" значился О., который на основании решения общего собрания членов кооператива от 03.08.1999 N 9 (т.1, л.д.222) и личного заявления постановлением объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска от 08.09.1999 N 647 (т.1, л.д.221) был исключен из членов кооператива с одновременным переоформлением его членства и права пользования гаражным боксом /__/ в линейке N 4 на П.
Вместе с тем, как следует из отзыва ГСК "Осень", справки председателя кооператива (т.2, л.д.22), согласуется со сведениями протокола общего собрания членов ГСК "Осень" от 17.07.2008 (т.1, л.д.123-130), которым утвержден новый список членов кооператива, выпиской из ЕГРПН от 29.02.2016 (т.1, л.д.13-43) и не противоречит вышеприведенным доказательствам, ни О., ни П. паевые взносы за гаражные боксы не выплатили, к строительству гаражей не приступили, в списки членов кооператива по состоянию на 17.07.2008 не включены, поскольку О. выбыл из кооператива в 1999 году, а П. утратил связь с ГСК, в несении расходов на выкуп в собственность кооператива в 2013-2014 земельного участка не участвовали, в связи с чем он оформлен в общую долевую собственность включенных в новый список членов ГСК, а место под строительство гаражного бокса /__/ по 4 линейке предоставлено Нагорному П.В., который внес пай, взносы, участвовал в выкупе земли, зарегистрировал свое право общей долевой собственности на земельный участок по /__/.
Допустимых и достоверных доказательств обратного в материалы дела стороной истца, вопреки положениям ч.1 ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Ссылки апеллянтов на то, что ответчик несет бремя доказывания фактов неуплаты П., О. паевых взносов, наличия задолженности по их уплате, основаны на ошибочном понимании процессуального закона.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные истцом доказательства не подтверждают полную оплату наследодателем паевого взноса, который, как следует из п. 3.2 Устава ГСК "Осень", составляет /__/ руб.
Так, в квитанциях к приходным кассовым ордерам N63 от 20.07.1992 (взнос на строительство кооперативного гаража /__/ руб.), N102 от 12.11.1991 (взнос на строительство кооперативного гаража /__/ руб.), от 17.12.1991 б/н (взнос на строительство гаража /__/ руб.) отсутствуют сведения о внесении денежных средств именно в ГСК "Осень" и именно в качестве паевого взноса.
Не содержат сведений о выплате паевого взноса О., П. и выписка из протокола N9 от 03.08.1999, постановление N647 от 16.08.1999.
Вопреки доводам апеллянтов, из положений п.13,17 примерного Устава, ст.7 Закона СССР от 06.03.1990 "О собственности в СССР", п. 4 ст. 218 ГК РФ, ст.116ГК РФ (в ред. до 01.09.2014) не следует, что сам факт строительства кооперативом гаражного бокса является подтверждением факта внесения членом кооператива пая. Более того, какие-либо доказательства строительства наследодателем и О. гаражных боксов, являющихся предметами спора, в материалах дела отсутствуют. Представленная стороной истца фотография (т.1, л.д.198) об этом не свидетельствует, поскольку не позволяет идентифицировать ни место ни адрес изображенного строения. Напротив, из доводов жалоб следует, что до настоящего времени места под гаражные боксы не заняты.
Ссылка в жалобах на то, что на основании п.5.6, 5.10 Устава ГСК "Осень", ст.1177ГК РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании" ответчик обязан принять истца в члены ГСК "Осень", судебной коллегией отклоняется.
Согласно п.5.6. Устава кооператива член кооператива имеет право отчуждать свой гараж и долю в имуществе общего пользования. В случае смерти члена кооператива его пай переходит к его наследникам (п.5.10 Устава).
В силу ст. 1177 ГК РФ в состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай. Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в члены кооператива. Решение вопроса о том, кто из наследников может быть принят в члены потребительского кооператива в случае, когда пай наследодателя перешел к нескольким наследникам, а также порядок, способы и сроки выплаты наследникам, не ставшим членами кооператива, причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре, определяются законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами соответствующего кооператива.
По смыслу приведенных положений Устава и ст.1177 ГК РФ не может быть отказано в приеме в члены кооператива лишь тому наследнику, наследодатель которого выплатил пай. Пункт 67 постановлении от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании" иных разъяснений не содержит.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства выплаты наследодателем пая, законных оснований для удовлетворения исковых требований Пронина С.Ю. о возложении на ответчика обязанности принять его в члены ГСК "Осень" у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание, что ходатайств о привлечении к участию в качестве соответчика Нагорного П.В., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, О. сторонами не заявлялось, обжалуемым решением вопрос о правах данных лиц не разрешен, документов, подтверждающих наличие полномочий на представление интересов данных лиц, апеллянтами не представлено, равно как и не указано, каким образом данное обстоятельство нарушает права истца, ссылки в жалобах на непривлечение указанных лиц к участию в деле не могут служить основаниями к отмене решения. Не является таким основанием и то, что документы об исключении П. из членов ГСК ответчиком не представлены.
При установленных обстоятельствах иные доводы жалоб, направленные на оспаривание выводов суда о том, что супруга наследодателя Пронина В.И., являясь членом кооператива, знала о перерегистрации Устава ГСК "Осень" и должна была сообщить наследнику об этих изменениях, наследодатель и О. могли присутствовать на перерегистрации Устава в 2008 году, на результат рассмотрения дела не влияют.
В силу изложенного решение следует признать законным и обоснованным, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 16.05.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Пронина С. Ю., его представителя Мельник Е. Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.