Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Михеева С.И., поступившую 06 октября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года по делу по иску Михеева С.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию,
установил:
Михеев С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области, в котором просил признать незаконным решение ответчика N 602/36 от 23.12.2015 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 г. по 01.10.2015 г. бортпроводником, бортпроводником-инструктором и назначить пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с 01.10.2015 г.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2016 года постановлено:
Иск Михеева С.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию удовлетворить,
Решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области от 23 декабря 2015 года N 602/36 об отказе Михееву С.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным,
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области назначить Михееву С.И. досрочную трудовую пенсию по старости с даты первичного обращения в пенсионный фонд за ее назначением, то есть с 16 ноября 2015 года, включив в его специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должностях бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора методиста Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Трансаэро" с 16 марта по 06 мая 2004 года и с 15 апреля 2008 года по 30 июня 2015 года
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года постановлено:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Михеева к ГУ - ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию - отказать.
В кассационной жалобе Михеев С.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года и оставить в силе решение Люблинского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом установлено, что Михеев С.И. 16.11.2015 г. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 4 по Москве и Московской области (протокол N 602/36) от 23.12.2015 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Михееву С.И. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в летном составе гражданской авиации, поскольку право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" имеют члены экипажа из числа летного состава, должность бортпроводника, занимаемая истцом, входит в состав кабинного экипажа, а не летного экипажа, кроме того, должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, в связи с чем истец не обладает правом на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Кроме того, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрен вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в чем ему отказано в связи с отсутствием необходимого специального и страхового стажа, а также возраста, специальный стаж составил 03 года 11 месяцев 08 дней.
Также судом установлено, что Михеев С.И. работал в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 г. по 06.05.2004 г. бортпроводником-стажером службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 07.05.2004 г. по 30.09.2006 г. - бортпроводником службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 01.10.2007 г. по 14.04.2008 г. - бортпроводником третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 15.04.2008 г. по 27.11.2008 г. - старшим бортпроводником третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 28.11.2008 г. по 14.06.2011 г. - бортпроводником-инструктором третьего отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 15.06.2011 г. - бортпроводником-инструктором-методистом группы разработки процессов по конструкции ВС летно-методического отдела службы бортпроводников департамента сервиса, где продолжал работать на момент обращения к ответчику за назначением пенсии.
Как указано в справке о налете, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании летной книжки бортпроводника, общий налет истца в составе экипажа воздушного судна с начала летной работы по октябрь 2015 года составляет 6979 часов 36 мин., из них: в качестве бортпроводника и старшего бортпроводника - 3713 часов 48 мин., бортпроводника-инструктора - 3265 часов 48 мин.
В соответствии со справкой N 11.03-927 от 10.03.2015 г., выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании приказов о приеме на работу, переводах, летной книжки, лицевых счетов, Михеев С.И. 16.03.2004 г. принят на должность бортпроводника-стажера службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса. Михеев С.И. находился в отпусках без сохранения заработной платы с 16.02.2009 г. по 20.02.2009 г., с 23.03.2009 г. по 27.03.2009 г., с 12.11.2014 г. по 12.11.2014 г., с 17.11.2014 г. по 17.11.2014 г., с 12.01.2015 г. по 12.01.2015 г., с 15.01.2015 г. по 15.01.2015 г., с 22.01.2015 г. по 22.01.2015 г., с 01.02.2015 г. по 01.02.2015 г., с 04.02.2015 г. по 04.02.2015 г., с 05.02.2015 г. по 05.02.2015 г., с 27.02.2015 г. по 27.02.2015 г., учебных отпусков, отпусков по уходу за ребенком не было, был занят на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочим днем, а также совмещения профессий не было.
Разрешая требования Михеева С.И. о включении в специальный трудовой стаж периодов его работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 16.03.2004 г. по 06.05.2004 г. бортпроводником-стажером, с 15.04.2008 г. по 27.11.2008 г. старшим бортпроводником, с 28.11.2008 г. по 14.06.2011 г. бортпроводником-инструктором, с 15.06.2011 г. по 30.06.2015 г. бортпроводником-инструктором-методистом, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемые истцом в спорные периоды работы должности в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относятся к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, а также они предусмотрены Списком N 1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 г. N 10, в связи с чем, пришел к выводу об их соответствии требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, Списку должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров от 04.09.1991 г. N 459, и удовлетворил требования истца в полном объеме.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась и отменила решение суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.09.1991 г. N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 г. N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Таким образом, учитывая, должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, судебная коллегия пришла к выводу, что оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
При этом судебной коллегией учтено, что должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении иска Михеева С.И.
Выводы судебной коллегии являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
При вынесении обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года существенных нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Михеева С.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 августа 2016 года по делу по иску Михеева С.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную пенсию для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.