28 октября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Моргуновой Т.С.
на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 21 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Моргуновой Т.С. к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды в стаж и назначить досрочную трудовую пенсию отказать"
установила:
Моргунова Т.С. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в подсчет ее специального стажа периоды работы по должности бортпроводника, назначить досрочно страховую пенсию по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 09.03.2016 года, взыскать с ответчика судебные расходы - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ответчиком при определении ее специального стажа необоснованно не были учтены периоды работы по должности бортпроводника, как дающие право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку бортпроводники относятся к кабинному экипажу, который входит в экипаж воздушного судна.
Дело в суде первой инстанции рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Моргунова Т.С. по доводам апелляционной жалобы.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте и времени заседания извещены, в связи с чем дело в апелляционном порядке рассмотрено в отсутствие истца и ответчика.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Моргунова Т.С., *** года рождения, 09.03.2016 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В назначении данной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, в подсчет специального стажа в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не были включены периоды ее работы с 04.06.2011 года по 12.04.2006 года и с 04.03.2009 года по 04.10.2012 года в ОАО "Аэрофлот" в должностях бортпроводника.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.09.1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
Действительно, пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 года N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537). При этом, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
В связи с изложенным, разрешая требования Моргуновой Т.С. о включении в специальный стаж периодов ее работы в ОАО "Аэрофлот" в должностях бортпроводника, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку занимаемые истцом должности бортпроводника не входят в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем оснований для назначения истцу пенсии по указанному основанию не имелось.
Кроме того, суд обоснованно учел, что должность бортпроводника прямо предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам - по достижении возраста 50 лет и женщинам - по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у Моргуновой Т.С. отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - суд обоснованно пришел к выводу об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что занимаемая истцом должность бортпроводника в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относится к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, в том числе со ссылкой на судебную практику, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании ч. 6 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моргуновой Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.