Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Савиной С.А.,
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционным жалобам представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ******а Н.В. на решение Московского городского суда от 13 июля 2016 года,
установила:
АО "******" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *****, равной их рыночной стоимости в размере 115 420 000 руб., 99 434 000 руб., 37 742 000 руб., 65 590 000 руб., 67 180 000 руб., 390 070 000 руб., 150 793 000 руб., 441 642 000 руб. соответственно.
Свои требования АО "******" мотивировало тем, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесённых в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца - ******. уточненные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы ******. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Судом первой инстанции постановлено: Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2462 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 115 420 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2121 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 99 434 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 792 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 37 742 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1210 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 65 590 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 433 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 67 180 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7503 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 390 070 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12 188 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 150 793 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 8 495 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******, в размере его рыночной стоимости, равной 441 642 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ******, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 16 декабря 2015 года.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем ******ым Н.В., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца АО "******" - ****., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- площадью 2 462 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 2121 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 792 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 1210 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 1 433 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 7503 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******;
- площадью 12 188 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенного по адресу ******;
- площадью 8 495 кв.м. с кадастровым номером ******, расположенный по адресу ******.
В отношении указанных выше земельных участков утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 251 980 849,86 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 220 515 088,71 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 81 814 273,20 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 104 690 688,30 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 152 987 137,32 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 841 477 431,39 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 301 393 395,60 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, в размере 875 811 308,65 руб. - земельного участка с кадастровым номером ******, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 12 января 2016 года АО "******" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения указанной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО "******" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены: отчет об оценке от 12 ноября 2015 года N ******об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный ООО "******", положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация ******" N ******от 10 декабря 2015 года на данный отчет.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных земельных участков для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений относительно достоверности представленного отчета судом 26 апреля 2016 года была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "******".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 16 июня 2016 года N****** Отчет от 12 ноября 2015 года N ******об оценке рыночной стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами, расположенных по адресу: ******, вл. 31, составленный ООО "******", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года - 1 367 871 000 рублей (****** - 115 420 000 руб., ****** - 99 434 000 руб., ****** - 37 742 000 руб., ****** - 65 590 000 руб., ****** - 67 180 000 руб., ****** - 390 070 000 руб., ****** - 150 793 000 руб., ****** - 441 642 000 руб.).
Оценив заключение судебной экспертизы от 16 июня 2016 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков от 12 ноября 2015 года, суд пришел к выводу о том, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "******", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки, эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных ******ом нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных ******ом нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "******", а по результатам судебной экспертизы.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд установил кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2014 года, указав, что установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года, поскольку административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 16 декабря 2015 года.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанных земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу. В этой связи доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда основания для назначения судебной экспертизы в нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей обязанность лица, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 13 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности ******а Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.