Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Стройконтинент" Голубкова В.В. на вступившие в законную силу постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года, решение заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 4 августа 2015 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 мая 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года ЗАО "Главмонолитстрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 04 августа 2015 года постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года оставлено без изменения, жалоба ЗАО "Главмонолитстрой" без удовлетворения.
Не согласившись с данным постановлением и решением должностного лица, ЗАО "Главмонолитстрой" подана жалоба в порядке, предусмотренном ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, в Чертановский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 10 февраля 2016 года постановление и решение должностных лиц оставлены без изменения, жалоба ЗАО "Главмонолитстрой" без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 10 мая 2016 года постановление и решение должностного лица, решение судьи Чертановского районного суда оставлены без изменения, жалоба ЗАО "Главмонолитстрой" без удовлетворения.
С 25 марта 2016 года решением общего собрания акционеров ЗАО "Главмонолитстрой" изменило фирменное наименование на АО "Стройконтинент" (далее - Общество).
В настоящей жалобе генеральный директор АО "Стройконтинент" Голубков В.В. просит об отмене названных постановления, решения должностных лиц и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в связи с присоединением Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года гражданам Армении не требуется разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; допущенные миграционным органом нарушения в ходе проведения проверки юридического лица; отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку ответственной за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина является субподрядная организация.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ (здесь и далее законоположения приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием к привлечению АО "Стройконтинент" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно примечанию к названной норме в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ разрешением на работу является документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2014 года в 12 ч. 00 мин. в ходе проверки выполнения требований миграционного законодательства сотрудниками ОППМ ОУФМС России по г. Москве в ЮАО по адресу: _.. выявлен факт привлечения ЗАО "Главмонолитстрой" (в настоящее время АО "Стройконтинент") в нарушение требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ к трудовой деятельности гражданина Республики Армения Мельян С.В., который на момент проведения проверки выполнял работы по монтажу фасада строящегося жилого дома в качестве подсобного рабочего по вышеуказанному адресу, при отсутствии у него разрешения на работу.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЗАО "Главмонолитстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
10 октября 2014 года в городе Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики Армения осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 02 января 2015 года.
Данный Договор отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики Армения при отсутствии у них разрешения на работу.
Сведений об исполнении постановления начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года в материалах дела не имеется.
Таким образом, положения Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года имеют обратную силу, распространяются на ЗАО "Главмонолитстрой", совершившего административное правонарушение до его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года, решение заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 4 августа 2015 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 мая 2016 года, вынесенные в отношении ЗАО "Главмонолитстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу генерального директора АО "Стройконтинент" Голубкова В.В. - удовлетворить.
Постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 30 апреля 2015 года, решение заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 4 августа 2015 года, решение судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 10 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Главмонолитстрой" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.