Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием защитника Левахиной К.В. - адвоката Романенко О.В. по ордеру N***
жалобу Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В.
на решение судьи Перовского районного суда г.Москвы от 24 июня 2016 года, которым постановлено:
Постановление N*** по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела УФМС России по городу Москве в ВАО 19.01.2016 года в отношении должностного лица ООО "Новая прачечная" - генерального директора Левахиной К.В., оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
установил:
06 ноября 2015 г. инспектором ОППМ ОУФМС России по г.Москве в ВАО в отношении Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Постановлением N*** от 19.01.2016 года начальника отдела УФМС России по г. Москве в ВАО должностное лицо ООО "Новая прачечная" - генеральный директор Левахина К.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***
Указанное постановление было обжаловано генеральным директором ООО "Новая прачечная" в УФМС России по г. Москве. Решением заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 17.05.2016 года, постановление от 19.01.2016 года по делу об административном правонарушении N *** вынесенное в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в адрес Перовского районного суда г.Москвы, генеральный директор ООО "Новая прачечная" Левахина К.В. просила отменить названное постановление, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь в том числе и на то, что она необоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку международным законодательством - Договором о Евразийском экономическом союзе исключена административная ответственность граждан *** Республики за работу в РФ без патента, в связи с чем суду необходимо применить ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку указанный Договор существенно улучшает её положение, как должностного лица, привлеченного к административной ответственности.
Судьей Перовского районного суда г.Москвы постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит по доводам жалобы Генеральный директор ООО "Новая прачечная" Левахина К.В.
В судебное заседание суда второй инстанции Генеральный директор ООО "Новая прачечная" Левахина К.В. не явилась, извещалась надлежащим образом, направила в судебное заседание защитника.
Исследовав: материалы дела, представленный административный материал N*** выслушав защитника Левахиной К.В. - адвоката Романенко О.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Высота" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 204-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ) разрешением на работу является документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2016 года в 14 часов 30 минут по адресу: *** сотрудниками ОУФМС России по г. Москве в ВАО, в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства, выявлено, что должностным лицом ООО "Новая прачечная" - генеральным директором Левахиной К.В. в нарушение п.4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 года N115-ФЗ к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего привлечена гражданка *** Республики ***, при отсутствии у последней документов, подтверждающих право на осуществлении трудовой деятельности в г.Москве.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из решения судьи, оставляя без изменения постановление от 19.01.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В., а её жалобу без удовлетворения, судья пришел к выводам, что утверждение жалобы о наличии по делу оснований для применения положений ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ, со ссылкой на ратифицированный Российской Федерацией Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, устанавливающий право граждан Кыргызской Республики осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, не могут быть признаны состоятельными, и влекущими отмену вынесенного 19.01.2016 года постановления и что предусмотренные ч. 1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года изменения касаются права исключительно иностранных граждан - трудящихся государств-членов, в отношении которых и действует Закон в части улучшения их правового положения, а, следовательно, ратификация Российской Федерацией Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, не исключает ответственности должностного лица ООО "Новая прачечная" - генерального директора Левахиной К.В. за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, являющегося гражданином Кыргызской Республики и не имеющего разрешения на работу до этого момента.
Вышеизложенный выводы нельзя признать законными и обоснованными.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемого решения судьи и постановления и решения по жалобе должностных лиц.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года", вступившим в силу 24 июля 2015 года.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики Кыргызстан осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 12 августа 2015 года.
Данный Договор отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики Кыргызстан при отсутствии у них разрешения на работу.
Сведений об исполнении постановления должностного лица ОУФМС России в ВАО г.Москвы в отношении Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. в материалах дела не имеется.
Таким образом, положения Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года имеют обратную силу, распространяются на Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахину К.В., совершившую административное правонарушение, до его вступления в силу.
Вышеизложенное указывает на отсутствие в действиях Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.15 КоАП г. Москвы.
В соответствии с п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием для отмены постановления, в связи с чем, решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, Решение судьи Перовского районного суда г.Москвы от 24 июня 2016 года, Постановление N*** по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела УФМС России по городу Москве в ВАО 19.01.2016 года и Решение заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 17.05.2016 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Жалобу Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. удовлетворить.
Решение судьи Перовского районного суда г.Москвы от 24 июня 2016 года, Постановление N*** по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела УФМС России по городу Москве в ВАО 19.01.2016 года и Решение заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 17.05.2016 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении Генерального директора ООО "Новая прачечная" Левахиной К.В. прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.