Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Осорова Кулумбета на постановление судьи Чертановского районного суда Москвы от 25 августа 2016 года, которым гражданин Кыргызской Республики Осоров Кулумбет, ** года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, путем контролируемого самостоятельного выезда,
установил:
25 августа 2016 года УУП ОМВД России по району Чертаново Южное г. Москвы составлен в отношении гражданина Кыргызской Республики Осорова Кулумбета протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Чертановский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное постановление Осоровым К. подана жалоба, где он ставит вопрос об отмене судебного акта, прекращении производства по делу. В обосновании жалобы указывает, что правил миграционного учета, проживания не нарушал, на миграционный учет по адресу: Москва, ул. Егора Абакумова д. 11 принят ООО "Астурия", куда он был принят на работу.
В судебном заседании Осоров К. и защитник ** А.В. доводы жалобы и дополнения к ней поддержали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Осорова К. и защитника ** А.В., прихожу к выводу об отмене постановления судьи Чертановского районного суда Москвы по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные чч.1, 1.1, 2 ст.18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, подлежат квалификации по ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Регулирование отношений в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществлено Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников отношений в сфере миграционного учета и режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Так, в силу ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" п.2 ч.2 ст.22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) (п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, что предусмотрено положениями ч.1 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В соответствии с подп. "а" п.2 ч.2 ст.22 Закона о миграционном учете принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, п.7 ч.1 ст.2 Закона о миграционном учете относит находящихся в Российской Федерации физических и юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрена обязанность иностранного гражданина проживать в жилом помещении, где он постановлен на учет по месту пребывания.
Однако, из содержания вышеназванных норм также следует, что в качестве места пребывания иностранного гражданина для целей миграционного учета допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, выступающей в качестве его принимающей стороны, и не обязательно указывать жилое помещение, в котором этот иностранный гражданин фактически проживает. В этом случае проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Признавая Осорова К. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.3 КоАП РФ, суд указал, что 25 августа 2016 г. в 08 часов 10 минут по адресу: Москва, ***, в результате проверки соблюдений требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Чертаново Южное г. Москвы был выявлен гражданин Кыргызской Республики Осоров К., нарушивший правила миграционного учета, установленные ст.20-22 ФЗ от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан в РФ", а именно, прибыв в РФ, он был поставлен на миграционный учет по адресу: Москва, ***, однако фактически проживал по адресу: Москва, ***.
В обоснование его вины положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении ЮАО N 1055233 от 24.08.2016, протоколы об административном задержании ЮАО N0508300 и доставлении ЮАО N 0525454 от 24.08.2016, объяснения Осорова К. от 24.08.2016, копия паспорта иностранного гражданина; сведения АС ЦБДУИГ; справка о проверке по базе данных, рапорт должностного лица о выявлении иностранного гражданина проживающим по адресу: Москва, ***.
С законностью постановления судьи нельзя согласиться, поскольку в нарушение требований ст.26.1 КоАП РФ суд не проверил все обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, принимающей стороной Осорова К. является ООО "Астурия", где Осоров К. осуществляет трудовую деятельность и которым он был поставлен на миграционный учет по адресу: Москва, ул. Егора Абакумова д.11.
Факт наличия трудовых отношений с ООО "Астурия" подтвержден данными трудовой книжки Осорова К., из которой следует, что приказом NА127 от 10.06.2016 принят курьером в отдел доставки ООО "Астурия" (копия которой приобщена к материалам дела), справкой о доходах по форме 2-НДФЛ за 2016 год от 22.09.2016 на имя Осорова К., из которой следует, что с июня 2016 г. по сентябрь 2016 г. им получен в ООО "Астурия" доход, с которого удержан налог.
Тот факт, что Осоров К. осуществляет трудовую деятельность в принимающей организации ООО "Астурия", поставлен на миграционный учет по месту нахождения принимающей организации, позволяет ему проживать не по месту постановки на миграционный учет и проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет, не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения отсутствует.
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отмене постановления суда и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.3 КоАП РФ, по ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Чертановского районного суда Москвы от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Осорова Кулумбета отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Осорова Кулумбета прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.