Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника *** "***"*** на решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 16.04.2016, которым постановление N *** от 29.01.2016 государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды о привлечении *** "***" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба *** "***", без удовлетворения,
установил:
Постановлением Симоновского межрайонного прокурора г. Москвы от 17.11.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении *** "***", которое передано на рассмотрение в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Постановлением N *** от 29.01.2016 государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды *** "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 16.04.2016 названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, защитник *** "***"*** обратилась в Московский городской суд с жалобой, просит отменить постановление административного органа и решение суда. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Защитник *** "***"*** в суде доводы жалобы поддержала.
Прокурор *** в суде возражала против доводов жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ***, прокурора ***, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4. Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно п.7 указанных Правил, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Согласно п.10 указанных Правил, на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно п.8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует и должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлено, что 28.10.2015 в ходе проведения Симоновской межрайонной прокуратурой г.Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проверки ООО "Багира ЛТД", являющейся организацией, от деятельности которой образуются отходы производства и потребления, по адресу: *** выявлено нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что выразилось:
- в отсутствии документов, подтверждающих отнесение отхода мусор от офисных помещений и бытовых организаций несортированный (исключая крупногабаритный) к конкретному классу опасности;
- в отсутствии документов, подтверждающих направление Паспортов опасных отходов в уполномоченный орган.
-в несвоевременном направлении 24.11.2015 отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в 2014 г. в уполномоченный орган.
Действия *** "***" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность *** "***" подтверждаются следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.11.2015; актом проверки Симоновской межрайонной прокуратуры от 28.10.2015, составленным в отношение *** "***", из которого усматривается, что в результате деятельности *** "***" образуются отходы, в организации отсутствуют документы, подтверждающие отнесение отхода мусор от офисных помещений и бытовых организаций несортированный (исключая крупногабаритный) к конкретному классу опасности; в организации отсутствуют документы, подтверждающие направление паспортов опасных отходов в уполномоченный орган; организацией несвоевременно направлена 24.11.2015 отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в 2014 г. в уполномоченный орган.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности *** "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины *** "***" в его совершении, а также об отсутствии оснований для привлечения *** "***" к административной ответственности за несвоевременное направление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов в 2014 г. в уполномоченный орган, поскольку срок привлечения к ответственности за указанные действия прошел.
Довод жалобы о том, что должностное лицо административного органа и суд при рассмотрении дела не учли, что *** "***" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является организацией, не образующей отходы, т.к. сдает принадлежащие ей помещения в аренду третьим лицам, осуществляющим в этих помещениях предпринимательскую деятельность, проверен судьей районного суда и обоснованно признан несостоятельным. Оснований не согласиться с этим выводом у суда второй инстанции не имеется. К указанному выводу районный суд пришел на основании изучения представленных *** "***" документов, в т.ч. договоров на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов N *** от 25.12.2014 и др., актов приема услуг по договорам.
Довод жалобы об отсутствии вины *** "***" в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку нарушение юридическим лицом требований законодательства в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических требований произошло по причинам, на зависящим от действий юридического лица, так как *** "***" заключило договоры с *** "***" на выполнение работ по соблюдению экологического законодательства, в т.ч. по подготовке и сдаче отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уполномоченный орган, нахожу необоснованным, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
По мнению суда, заключение *** "***" договоров с *** "***" на выполнение работ по соблюдению экологического законодательства, не освобождало *** "***" от обязанностей по исполнению вышеперечисленных норм экологического законодательства, а также от принятия мер по контролю деятельности контрагента по исполнению этих норм.
В этой связи довод жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не учел, что просрочка сдачи документации на момент проведения прокурорской проверки составила один день, не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что *** "***" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона о подготовке и утверждению в установленном законом порядке паспортов отходов, а также по сдаче экологической документации в установленные сроки по день проведения проверки, в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Действия *** "***" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Довод о том, что судом при рассмотрении жалобы не учтено, что в отношение *** "***" открыто конкурсное производство, не может являть основанием для отмены или изменения обжалуемых актов, поскольку законодательством РФ о банкротстве юридических лиц и КоАП РФ не предусмотрено каких-либо ограничений при привлечении юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, к административной ответственности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности *** "***" в совершении вмененного административного правонарушения.
При назначении *** "***" наказания в виде штрафа должностное лицо административного органа, основываясь на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность, пришло к правильному выводу о возможности применения такой меры наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное наказание назначено *** "***" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 29.01.2016 г. N***, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 16.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении *** "***", оставить без изменения, жалобу защитника *** "***", - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.