Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Лузянина В.Н., Редозубовой Т.Л.
при секретаре ( / / )2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования "Каменский городской округ" о признании незаконным распоряжения о назначении на должность, возложении обязанности по расторжению дополнительного соглашения к трудовому договору, объявлению конкурса
по апелляционному представлению заместителя прокурора Каменского района Свердловской области на решение Каменского районного суда Свердловской области от 06.10.2015.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения прокурора Истоминой И.В., поддержавшей доводы представления, объяснения представителя ответчика Шестеровой ( / / )10 (по доверенности от ( / / )), третьего лица Кырчиковой ( / / )11, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Муниципального образования "Каменский городской округ" о признании незаконным распоряжения главы администрации Каменского городского округа от ( / / ) N о назначении Кырчиковой ( / / )12 на должность ... , возложении на ответчика обязанности по расторжению заключенного с Кырчиковой ( / / )13 дополнительного соглашения к трудовому договору от ( / / ), по объявлению конкурса на замещение названной вакантной должности.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кырчикова ( / / )14 ( / / ) была принята на должность ... , ( / / ) без проведения конкурса заключено дополнительное соглашение к трудовому договору о назначении Кырчиковой ( / / )15 на должность ... Полагал, что назначению Кырчиковой ( / / )16 на муниципальную должность должен был предшествовать конкурс, т.к. в ином случае нарушается конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на равный доступ к муниципальной службе, не соблюдаются требования антикоррупционного законодательства. Указывал на необходимость проведения конкурса перед назначением на должность, ссылаясь на редакцию Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Каменского городского округа, утвержденного решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N, действовавшую до ( / / ), до внесения изменений в это Положение решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N. Считал незаконными изменения в Положение, утвержденные решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N и впоследствии отмененные по протесту прокурора решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N, не предусматривавшие в момент назначения истца на должность обязательного проведения конкурса перед назначением на должность, определение целесообразности проведения конкурса перед назначением на высшие и главные должности Главой администрации. По изложенным мотивам просил удовлетворить иск.
Решением Каменского районного суда Свердловской области от 06.10.2015 в удовлетворении иска прокурору отказано.
В апелляционном представлении, срок на подачу которого восстановлен определением Каменского районного суда Свердловской области от 29.01.2016, заместитель прокурора Каменского района Свердловской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает на неправильное применение судом материального закона.
В возражениях на апелляционное представление ответчик указывает на законность принятого решения, просит оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Распоряжением Главы администрации Каменского городского округа от ( / / ) Кырчикова ( / / )17 назначена на должность ... с ( / / ). Назначению на должность не предшествовал конкурс.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007).
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 17 названного Федерального закона при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Таким образом, обязательного проведения конкурса перед назначением на должность муниципальной службы федеральное законодательство не предусматривает. Аналогичным образом урегулирован вопрос о проведении конкурса и в законодательстве субъекта Российской Федерации.
На момент назначения истца на должность действовал и действует в настоящее время Закон Свердловской области от ( / / ) N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области". В силу п. п. 1, 2 ст. 9 этого Закона при замещении должности муниципальной службы заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в соответствии с федеральным законом устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Муниципальными правовыми актами, действовавшими по состоянию на ( / / ), также не предусматривалась обязательность проведения конкурса перед заключением трудового договора при замещении должности муниципальной службы.
Пунктом 6 статьи 38 Устава муниципального образования "Каменский городской округ", принятого решением Каменской районной Думы от ( / / ) N N (в ред. решения Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N, действовавший с ( / / ), в т.ч. и на момент приема Кырчиковой ( / / )18 на службу) предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы заключению трудового договора может предшествовать конкурс.
С ( / / ) и на момент назначения Кырчиковой ( / / )19 на должность ( ( / / )) в муниципальном образовании действовало Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Каменского городского округа, утвержденное решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N в редакции решения Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N
Нормой пункта 2.1 Положения в указанной редакции предусматривалось, что целесообразность проведения конкурса в Администрации Каменского городского округа на замещение должности муниципальной службы в отношении высших и главных должностей определяет Глава Администрации, в отношении иных должностей - заместители Главы Администрации.
Таким образом, нормы об обязательном проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы на дату назначения Кырчиковой ( / / )20 на должность не содержались ни в федеральных, ни в областных, ни в местных нормативных актах, вследствие чего назначение Кырчиковой ( / / )21 на должность без проведения конкурса закону не противоречило.
Тот факт, что решением Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N по протесту прокурора было отменено решение Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N "О внесении изменений в Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Каменского городского округа", не подтверждает обязательности проведения конкурса перед заключением трудового договора при замещении должности муниципальной службы.
В силу п. 2 этого решения местной Думы от ( / / ) решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Решение опубликовано ( / / ). Следовательно, в период с ( / / ) до ( / / ) действовало Положение в редакции, не предусматривающей обязательного проведения конкурса перед заключением трудовых договоров при замещении высших и главных должностей муниципальной службы.
Данных о том, что решение Думы Каменского городского округа от ( / / ) N N "О внесении изменений в Положение о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Каменского городского округа" противоречит федеральному или областному законодательству, не представлено, при том, что обязательности проведения конкурса это законодательство, регламентирующее вопросы назначения на должности муниципальной службы, не содержит.
Ссылка прокурора на противоречие этого решения ранее действовавшей редакции этого же Положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Каменского городского округа безосновательна, т.к. принятое решение должно соответствовать вышестоящим по юридической силе нормативным актам, оно не противоречило ни федеральному, ни областному законодательству, ни Уставу муниципального образования.
При таких обстоятельствах назначение Кырчиковой ( / / )23 на должность закону не противоречит, следовательно, не имеется оснований для расторжения заключенного с Кырчиковой ( / / )24 дополнительного соглашения о назначении на названную в иске должность муниципальной службы, в частности, оснований, предусмотренных п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случаях, заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В рассматриваемом деле ни нарушение правил заключения с Кырчиковой ( / / )25 трудового договора, ни невозможность продолжения Кырчиковой ( / / )26 работы не доказаны прокурором (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), при том, что судом установлено соответствие уровня образования Кырчиковой ( / / )27. предъявляемым квалификационным требованиям.
Более того, настаивая на расторжении трудового договора по должности заместителя главы администрации, прокурор не представлял и доказательств возможности (невозможности) перевода работника на иную должность, как предусмотрено ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации (при том, что в иске поставлен вопрос о расторжении трудового договора, заключенного с Кырчиковой ( / / )28 при замещении должности заместителя главы администрации).
Доводы представления основаны на ошибочном толковании закона, а потому отклоняются судебной коллегией.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда нет.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каменского районного суда Свердловской области от 06.10.2015 оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья В.Н. Лузянин
Судья Т.Л. Редозубова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.