Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Кокшарова Е.В., Петровской О.В.
при секретаре ...
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Свердловск-Сортировочная дистанция пути - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о возложении обязанности выделить или создать места для приема на работу инвалидов
по апелляционной жалобе ответчика на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 22.08.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика Садритдиновой А.Г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Свердловский транспортный прокурор обратился с иском к ОАО "РЖД", указав, что в ходе проведенной на основании информации, поступившей из ГКУ "Екатеринбургский ЦЗ", проверки юридического лица в структурном подразделении Свердловск-Сортировочная дистанция пути филиала ОАО "РЖД" установлено, что при среднесписочной численности штата 457 человек, установленная квота для приема на инвалидов на рабочие места составляет 1 человек, однако организацией не выделены рабочие места в пределах квоты, что нарушает права инвалидов на трудоустройство. С учетом изложенного Свердловский транспортный прокурор просил возложить обязанность на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать или выделить места для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.
Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 22.08.2016 исковые требования удовлетворены: на ОАО "РЖД" в лице Свердловск-Сортировочная дистанция пути - структурное подразделение Свердловской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" возложена обязанность в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать или выделить места для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований; ссылается несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции Свердловский транспортный прокурор не явился, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщил, в материалах дела имеются доказательства его заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчиком в ГКУ "Екатеринбургский ЦЗ" предоставлена информация о том, что за декабрь 2015 среднесписочная численность работников составила ... человек; численность работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда составила ... человек; установленная квота для приема на работу инвалидов в структурном подразделении Свердловск-Сортировочная дистанция пути филиала ОАО "РЖД" составляет 1 человек; установленное число специальных рабочих мест - 0; сведения о рабочих местах (в том числе специальных) и вакантных должностях, созданных (выделенных) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, отсутствуют.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", пришел к обоснованному выводу о несоблюдении ответчиком требований действующего законодательства в части необходимости создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором требования.
При этом, установив, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда (за декабрь 2015 года - ... из ... ), руководствуясь абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", обязал ответчика создать или выделить места для инвалидов в размере 2% относительно списочной численности работников.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и установленным обстоятельствам дела.
Так, ст. 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установилопределенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Из п.п. 1 и 3 ст. 24 названного Федерального закона следует, что работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, с численностью работников, превышающей 100 человек, у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом.
Между тем, из представленных ответчиком в центр занятости за декабрь 2015 года и за июль 2016 года "Сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов" следует, что в них (в нарушение требований п.п. 1 и 3 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") отсутствуют сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, созданных (выделенных) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (л.д. 6 и 58).
В связи с чем, отсутствие у центра занятости населения информации о создании условий для труда инвалидов делает невозможным направление инвалидов для трудоустройства в такие организации.
При установленных обстоятельствах, вывод суда о нарушении ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в части несоздания или невыделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов являются правильным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на п. 2 утратившего силу Постановления Правительства Свердловской области от 23.08.2013 N 1033-ПП о том, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно определяться в размере 10% от квоты для приема на работу инвалидов, в связи с чем, квота для ответчика составит - 0 человек, судебная коллегия отклоняет как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области" организациям с численностью работников более 100 человек, расположенным на территории Свердловской области, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено в размере 10 процентов от квоты для приема на работу инвалидов, установленной Законом Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области".
При установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов значение округляется до целого в сторону уменьшения.
Таким образом, в п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП речь идет именно о специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (определение которых приведено в ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), а не о размере квоте (как ошибочно полагает автор жалобы).
Размер квоты установлен в абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" и составляет для ответчика (с учетом общей численности работников и процента работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда) 2% списочной численности работников.
Вопреки ошибочным доводам апеллянта, оспариваемым решением на ответчика возложена обязанность не по созданию специальных рабочих мест, а по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Не может быть принят во внимание судебной коллегии и довод апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности создать вакантные места для трудоустройства инвалидов в структурном подразделении Свердловской дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" противоречит положениям ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из п. п. 2, 5, 8 Порядка выполнения квоты для приема на работу инвалидов в ... , утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", численность инвалидов, принимаемых на работу в пределах установленной квоты, работодатель, осуществляющий деятельность на территории Свердловской области (в том числе обособленные структурные подразделения, филиалы, представительства юридического лица, самостоятельно осуществляющие прием на работу) (далее - работодатель), исчисляет самостоятельно ежемесячно с учетом данных о среднесписочной численности работников.
Таким образом, в силу прямого указания, содержащегося в Постановлении Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП, для целей данного нормативного акта понятие "работодатель" включает в себя, в том числе, обособленные структурные подразделения, филиалы, представительства юридического лица, самостоятельно осуществляющие прием на работу.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворения исковых требований прокурора у суда первой инстанции не имелось.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 22.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Колесникова О.Г.
Судьи
Кокшаров Е.В.
Петровская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.