Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Кормильцевой И.И., Старкова М.В.,
при секретаре Парамоновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусаевой С., действующей в интересах несовершеннолетних детей М.., М., М.., к УФМС России по Свердловской области, ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Мусаевой С. - Носенко В.Н.
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения представителя административного истца Мусаевой С. - Носенко В.Н. (по доверенности от 16 мая 2016 года N 66 АА 3652107), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мусаева С., являющаяся гражданкой Республики Грузия, действуя в интересах несовершеннолетних детей М., ( / / ) года рождения, М., ( / / ) года рождения, М. Кафказ оглы, ( / / ) года рождения, обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФМС России по ... , ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, в котором просила признать незаконным отказ от 18 апреля 2016 года в регистрации детей по месту жительства: ... В обоснование требований указала, что отцом детей является гражданин Российской Федерации Мусаев К.Б. оглы, умерший 11 августа 2015 года. Мусаев К.Б. постоянно проживал по адресу: ... , указанный дом принадлежал ему на праве собственности. Дети являются гражданами России, с момента рождения постоянно проживают по вышеуказанному адресу, обучаются в МБОУ средняя общеобразовательная школа N ... После смерти Мусаева К. 28 октября 2015 года заведено наследственное дело нотариусом г. Екатеринбурга Вальневой О.А. При обращении Мусаевой С. в Управление Пенсионного фонда России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга за назначением пенсий на детей по случаю потери кормильца, административному истцу было сообщено, что для назначения пенсий необходима регистрация детей по месту жительства с предоставлением свидетельства о регистрации. 01 апреля 2016 года административный истец обратилась в отдел УФМС России по свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга с заявлениями о регистрации несовершеннолетних детей по адресу: ... , однако письмом от 18 апреля 2016 года в регистрации было отказано, рекомендовано зарегистрировать детей по месту жительства матери. Административный истец, полагая решение от 18 апреля 2016 года N 2639 об отказе в регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей незаконным, противоречащим п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, просила его отменить и обязать административных ответчиков произвести регистрацию и выдать свидетельства об этом.
Административный истец Мусаева С., представитель ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились.
Представитель административного истца Носенко В.Н. в судебном заседании требования и доводы административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика УФМС России по Свердловской области Смирнова Н.А. в судебном заседании требования не признала, пояснила, что административным истцом не были представлены необходимые документы, каким могло быть в данном случае свидетельство о праве на наследство в отношении указанного жилого помещения, поэтому заявления административного истца рассматривались как обращение, ей был дан ответ информационного характера. В указанном ответе было предложено зарегистрировать детей по месту жительства матери.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 августа 2016 года в удовлетворении административного иска Мусаевой С., действующей в интересах несовершеннолетних ( / / )7 А.К., ( / / )7 А.К., ( / / )7 Б.К., было отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец через представителя подала апелляционную жалобу. В жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав, что судом не было учтено, что несовершеннолетние являются гражданами Российской Федерации, родились и проживают в г. Екатеринбурге, другого места жительства не имеют, обучаются в общеобразовательном учреждении г. Екатеринбурга, дом, расположенный по адресу: ... , принадлежал их умершему отцу. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что дети в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации приобрели право пользования вышеуказанным жилым помещением. Права несовершеннолетних нарушаются, так как в отсутствие регистрации им не может быть назначена пенсия.
Административный истец Мусаева С., представители административных ответчиков УФМС России по Свердловской области, ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в том числе путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Носенко В.Н., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Порядок регистрации граждан по месту жительства регламентируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее Закон N 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее Правила регистрации), Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Мусаева С., являющаяся законным представителем несовершеннолетних детей ( / / )7 А.К., ( / / )7 А.К., ( / / )7 Б.К., обратилась в ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга с заявлениями о регистрации детей в доме по адресу: ... , который принадлежал на праве собственности умершему отцу детей Мусаеву К.Б.
Письмом от 18 апреля 2016 года N 2639 ОУФМС России по Свердловской области в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Мусаевой С. со ссылками на п. 28 Правил регистрации, было предложено зарегистрировать детей по месту ее жительства (л.д. 26).
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции от 02.06.2016) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Пунктом 28 Правил регистрации предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно п. 3 Правил регистрации местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Суд первой инстанции, учитывая вышеприведенное нормы, и установив, что административным истцом в данном случае не был представлен документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, по вышеуказанному адресу никто из родителей не зарегистрирован, право собственности на жилое помещение в порядке наследования на момент обращения в отдел миграционного учета не было установлено, пришел к верному выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для регистрации детей по указанному адресу.
Доводы апелляционной жалобы, что судом было достоверно установлено, что несовершеннолетние родились в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга, постоянно проживают по адресу: ... , судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку такие выводы в решении суда отсутствуют, и в принципе не являются юридически значимыми обстоятельствами в рамках данного публичного спора.
Доводы административного истца, являвшиеся обоснованием процессуальной позиции в суде первой инстанции, были тщательно проверены судом и обоснованно отклонены ввиду их несостоятельности. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
По мнению судебной коллегии, административный истец не лишена возможности защитить права несовершеннолетних, как способами, предусмотренными жилищным законодательством, так и зарегистрировав детей по месту своей регистрации.
Поскольку при постановлении оспариваемого решения не было допущено нарушений и неправильного применения материального и процессуального законов, оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Мусаевой С. - Носенко В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи И.И. Кормильцева
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.