Судья Свердловского областного суда Чиркова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 года жалобу защитника Администрации Серовского городского округа (далее по тексту Администрация СГО) Бидаева М.С. на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18 мая 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Серовский" Г. от 30 ноября 2015 года Администрации СГО по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований главы 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" при содержании автомобильных дорог местного значения в границах г. Серов, выявленное в период с 19 по 24 ноября 2015 года.
Решением судьи районного суда постановление должностного лица изменено, размер назначенного штрафа снижен до 150000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник Администрации Бидаев М.С. в жалобе ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, доводы жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения защитника Бидаева М.С., нахожу состоявшиеся по делу решения подлежащими отмене.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Субъектами данного правонарушения являются юридические лица, независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2015 года в г. Серов по ул. Крупской, ул. Каляева, ул. Паровозников, ул. Луначарского, ул. Февральской революции обнаружено, что лицо, уполномоченное содержать автомобильные дороги в границах городского округа, допустило образование снежного наката на дорожном покрытии, не приняло действующих мер для его ликвидации.
Указанные факты нарушений требований обеспечения безопасности дорожного движения зафиксированы в актах выявленных недостатков в содержании дорог от 19, 20, 24 ноября 2015 года, приложенных к ним фотографиях.
В соответствии с Уставом СГО к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них (подп. 6 ст. 4 Устава).
Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Свердловской области (ст. 27 Устава).
К ее полномочиям относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения (подп. 8 ст. 28 Устава).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации СГО к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что Администрация СГО как орган местного самоуправления, к полномочиям которого относится содержание автомобильных дорог, является субъектом вменяемого правонарушения.
С таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 27 Устава СГО в структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа, которые наделяются правами юридического лица. Положения о них утверждаются Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа. Структура администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа.
Согласно решению Серовской городской Думы от 27 декабря 2005 года N 98 "Об утверждении структуры Администрации Серовского городского округа" к отраслевым и функциональным органам Администрации СГО, наделенным правами юридического лица, относится, в частности, отраслевой орган - "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству".
Положение об Отраслевом органе администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" утверждено решением Серовской городской Думы от 27 декабря 2005 года N 103 (далее по тексту - Положение).
Как следует из Положения, Комитет является юридическим лицом, имеет закрепленное на праве оперативного управления имущество, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Серовского городского округа в отношении подведомственных получателей средств бюджета Серовского городского округа. Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные учреждения: МКУ "Управление капитального строительства", МКУ "Управление гражданской защиты Серовского городского округа".
В соответствии с возложенными на него задачами Комитет выполняет следующие функции: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных получателей средств бюджета Серовского городского округа: МКУ "Управление капитального строительства", МКУ "Управление гражданской защиты Серовского городского округа"; утверждает бюджетные сметы подведомственных получателей средств бюджета Серовского городского округа; осуществляет контроль за использованием средств бюджета Серовского городского округа подведомственными получателями средств бюджета Серовского городского округа; осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Серовского городского округа в соответствии с Порядком организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Серовского городского округа, утвержденным Думой Серовского городского округа (раздел 3 положения).
Решением Думы Серовского городского округа от 09 декабря 2014 года N 240 "О бюджете Серовского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" бюджетные средства на организацию дорожной деятельности закреплены за Комитетом. Администрации СГО бюджетные средства на указанные цели не выделены.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Администрация СГО не является лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог, поэтому она не может являться субъектом вменяемого правонарушения.
Кроме этого, должностное лицо и судья районного суда не исследовали и не оценили тот факт, что обязанность по ликвидации снежного наката возложена на МП "Серовавтодор" на основании муниципального контракта с заказчиком МКУ "Управление капитального строительства".
Изложенное свидетельствует, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях (бездействии) Администрации СГО отсутствует. Следовательно, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Серовский" Г. от 30 ноября 2015 года и решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Серовского городского округа отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.