Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Джульчигиновой В.К.
судей Андреевой А.В. и Лиджиева С.В.
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Насунова Ц.Б., его представителя Нуриахметовой С.М. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Насунова Ц.Б. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., объяснения Насунова Ц.Б., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, его представителя Нуриахметовой С.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия Орусова В.В., Крылова Э.И., Зотова А.Б., заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Насунов Ц.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по Республике Калмыкия, Управление) о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, ссылаясь на то, что с 2008 года он работал в органах уголовно-исполнительной системы республики. 20 ноября 2015 года в ФКУ ИК-Х УФСИН России по Республике Калмыкия, где проходил службу в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела, в результате полученных телесных повреждений умер осужденный. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 111, п. "а" ч.3 ст.286 УК РФ. 23 ноября 2015 года он был задержан и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая по настоящее время не изменялась. 08 июля 2016 года сотрудники администрации следственного изолятора ознакомили его с приказом ответчика N164-лс от 06 июля 2016 года об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия по п. "б" ст. 38.2 Положения о службе в органах внутренних дел. Этой нормой предусмотрены и другие меры дисциплинарного воздействия: объявление замечания или выговор, которые могли быть применены к нему. Ответчик не принял во внимание, что он не имел реальной возможности представить сведения о доходах своих и членов семьи. Просил признать данный приказ незаконным, восстановить его в прежней должности.
В судебном заседании истец Насунов Ц.Б. и его представитель адвокат Колдунов И.С. исковые требования поддержали.
Представители ответчика Зотов А.Б., Крылов Э.И., Федоренко С.И., возражая против иска, указали на законность и обоснованность увольнения истца с соблюдением порядка его увольнения.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований Насунова Ц.Б. о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе отказано.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней истец Насунов Ц.Б. и его представитель Нуриахметова С.М. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и приведенные в суде первой инстанции. При этом указывают, что в период с 23 ноября 2015 года по 30 апреля 2016 года истец не имел реальной возможности представить сведения о доходах, так как находился и находится по настоящее время под стражей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Насунов Ц.Б. и его представитель Нуриахметова С.М. поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнение к ней, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика Орусов В.В., Крылов Э.И., Зотов А.Б. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, возражениях относительно жалобы, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, исследовав личное дело истца, материалы об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что истец Насунов Ц.Б. с 2008 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Республике Калмыкия.
Приказом ответчика от 10 августа 2011 года он назначен на должность старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ "Исправительная колония NХ" Управления ФСИН России по Республике Калмыкия и с ним заключен договор (контракт) о службе в уголовно-исполнительной системе России сроком на 5 лет.
Согласно должностной инструкции старшего оперуполномоченного отдела ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия, утверждённой начальником Учреждения 28 июля 2015 года, с которой истец ознакомлен под роспись 28 июля 2015 года, старший оперуполномоченный этого отдела в своей деятельности руководствуется, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-Ф3 "О противодействии коррупции", Указами Президента РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1.3), обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей (п.3.39).
По факту обнаружения 20 ноября 2015 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия трупа осужденного с признаками насильственной смерти возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111, п.п. "а, б, в" ч. 3 ст. 286 УК РФ. По подозрению в совершении указанного преступления 23 ноября 2015 года истец был задержан и заключен под стражу.
Приказом от 6 июля 2016 года N164-лс ХХХ внутренней службы, старший оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-Х УФСИН России по Республике Калмыкия Насунов Ц.Б. уволен из уголовно-исполнительной системы в связи с утратой доверия по п. "б" ст. 38.2. Положения о службе в органах внутренних дел (непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и двоих несовершеннолетних детей). Основанием увольнения истца указана докладная записка от 20 июня 2016 года, представление к увольнению.
Согласно докладной записки начальника ИЛС и ПК ОК и РЛС УФСИН России по Республике Калмыкия на имя начальника УФСИН России по Республике Калмыкия от 20 июня 2016 года, составленной по результатам проверки по факту отсутствия сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Насунова Ц.Б., его супруги и несовершеннолетних детей, о расходах Насунова Ц.Б., его супруги и несовершеннолетних детей, представления от 5 июля 2016 года к увольнению из уголовно-исполнительной системы следует, что сотрудник УФСИН России по Республике Калмыкия старший оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-Х УФСИН России по Республике Калмыкия Насунов Ц.Б. не представил в кадровую службу УФСИН России по Республике Калмыкия сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах своей супруги и двоих несовершеннолетних детей за 2015 года в срок до 30 апреля 2016 года, о невозможности представить их не заявлял, какие-либо действия не предпринимал.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что истец, занимая должность федеральной государственной службы, совершил виновное бездействие, повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, служебными обязанностями, допустил грубое нарушение служебной дисциплины - не представил в срок до 30 апреля 2016 года и позднее в кадровую службу УФСИН России по Республике Калмыкия сведения о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год. Увольнение истца со службы произведено с соблюдением требований действующего законодательства и нормативных документов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы. Порядок проведения проверки соблюден, сроки привлечения к дисциплинарной ответственности с учетом отсутствия истца на службе по уважительным причинам соблюдены. Нахождение истца в следственном изоляторе в период с ноября 2015 года в качестве подследственного не являлось уважительной причиной для несоблюдения установленного требования о представлении таких сведений. Отстранение истца от исполнения обязанностей в связи с нахождением под стражей не освобождало его от обязанности представлять сведения о доходах. Уважительных причин непредставления им сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера не имелось, в комиссию по урегулированию конфликта интересов о существовании исключительных обстоятельств невозможности представить установленные законом сведения истец не обращался.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими требованиям закона, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно - исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N4202-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел, Положение).
В силу п. "б" ст. 38.2 Положения взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия применяется на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего органа внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В соответствии с подпунктом 3.2 п. 1 и пункта 9 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Невыполнение данными лицами указанных обязанностей является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной службы.
Согласно пункту 2 ч.1 ст. 13.1 данного Федерального закона лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, подпунктом "г" пункта 4 Перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, oб имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 августа 2009 года N 372, предусмотрено, что в указанный Перечень входят все должности в оперативном отделе (группе) в учреждениях, подчиненных территориальным органам ФСИН России.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 559 (в ред. от 15.07.2015), предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 15 указанного Положения в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных норм, в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федеральный государственный служащий подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
При этом пунктами 23 - 25 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный период 2015 года) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено, что при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей федеральному государственному служащему до истечения срока, установленного для представления указанных сведений, следует обратиться с заявлением в подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Для служащих право направить заявление о невозможности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательством не предусмотрено.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение).
Согласно подпункта "а" п. 1 указанного Положения определен порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) за отчетный период.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что проверка, предусмотренная п. 1 настоящего Положения, осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.
Кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, требований к служебному поведению (подпункт "б" п.7).
Пунктом 12 Положения, предусмотрено, что проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим (пункт 22).
Подпунктом "а" пункта 24 Положения предусмотрено, что государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" п. 22 настоящего Положения; по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" п. 22 настоящего Положения.
Во исполнение требований вышеназванного Положения 14 июня 2016 года ответчиком направлено в следственный изолятор письмо для вручения Насунову Ц.Б., в котором сообщено о проведении в отношении него проверки по непредставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов семьи за 2015 год, разъяснены его права и предложено дать пояснения по данному факту. С этим письмом истец был ознакомлен под роспись 16 июня 2016 года.
На указанное предложение ответчика дать пояснения по факту непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов семьи за 2015 год истец отказался.
В кадровую службу либо в комиссию по рассмотрению вопроса соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов с заявлением о невозможности представить сведения в отношении членов своей семьи не обратился.
В судебном заседании суда первой и апелляционной инстанций указанные обстоятельства истец не отрицал.
Довод жалобы о том, что акты об отказе дачи объяснения и ознакомления с приказом об увольнении составлены лицами, не обладающими полномочиями по проведению проверки, потому не имеют юридической силы, является несостоятельным, поскольку следственный изолятор, в котором содержится истец, является учреждением закрытого типа. Данные акты составлены сотрудниками учреждения во исполнение поручений ответчика.
Ссылка истца на то, что он не был ознакомлен с результатами проверки, не является основанием удовлетворения его иска.
Утверждение истца о том, что он не был проинформирован о сроках и порядке сдачи деклараций, является надуманным, поскольку, являясь федеральным государственным служащим, во исполнение требований закона он ежегодно представлял необходимые сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Более того, по месту прохождения им службы ежегодно проводились занятия, в том числе по вопросу представления государственными служащими указанных сведений, о чем свидетельствуют записи в его тетради по служебной подготовке, которая была исследована судом первой инстанции.
То обстоятельство, что, по утверждению истца, он не имел реальной возможности представить сведения о своих и членов семьи доходах ввиду нахождения его под стражей, не снимает с него как федерального государственного служащего обязанности ежегодно представлять указанные сведения в установленный законом срок. Антикоррупционным законодательством освобождение государственного служащего от исполнения этой обязанности не предусмотрено.
Доводы жалобы о том, что ответчиком нарушены порядок и срок проведения служебной проверки, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, является необоснованным, поскольку в данном случае ответчик правомерно руководствовался Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении его на работе. Оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней Насунова Ц.Б. и его представителя Нуриахметовой С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.К. Джульчигинова
Судьи А.В. Андреева
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.