Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Кашиева М.Б.
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 сентября 2016 г. по делу по иску Буркуевой А.Б. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты, возмещении судебных расходов.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., судебная коллегия
установила:
Буркуева А.Б. обратилась с иском в суд к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Минздрав РК), Министерству финансов Республики Калмыкия (далее - Минфин РК), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - ТФОМС РК), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС, Федеральный фонд) о взыскании единовременной компенсационной выплаты, возмещении судебных расходов.
В обоснование иска указала, что с 01 июля 2015 г. работает в БУ РК "Яшкульская районная больница" в должности врача скорой медицинской помощи. 31 декабря 2015 г. Минздрав РК заключил с ней договор N 7 о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику в возрасте до 45 лет, имеющему высшее образование, переехавшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. Однако по настоящее время компенсационная выплата ей не произведена. Просила взыскать с Минздрава РК указанную выплату, из них 500000 руб. за счет средств бюджета ФФОМС, 500000 руб. за счет средств бюджета республики, а также судебные расходы.
В судебное заседание истец Буркуева А.Б., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.
Представитель истца Шарапов Н.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Минздрава РК Шамаков В.А. иск не признал, пояснив, что Минздрав РК выполнил все требования действующего законодательства, направил необходимые заявки в ФОМС РК и Минфин РК для выделения межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, в том числе истцу. Однако денежные средства не были выделены. В иске просил отказать.
Представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования РК Якушкин Д.А. иск не признал, так как ТФОМС РК не имеет обязательств непосредственно перед истцом, не является стороной заключенного 31 декабря 2015 г. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Предоставление указанных выплат в 2016 году по договорам, заключенным в 2015 году, является нарушением ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ.
Ответчики Министерство финансов РК, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 сентября 2016 года исковые требования Буркуевой А.Б. удовлетворены частично. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Буркуевой А.Б. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 руб. в равных долях по 500000 руб. за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и за счет средств республиканского бюджета. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Буркуевой А.Б. в возмещение расходов взысканы: по оплате услуг представителя 5000 руб., по оформлению доверенности на представителя 1250 руб. и уплате государственной пошлины 300 руб., всего 6550 руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФФОМС Колмакова Т.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что в 2016 году не предусматриваются выплаты медработникам по договорам о предоставлении единовременных компенсационных выплат, заключенным в 2015 году. ФФОМС не является стороной по договору о предоставлении вышеназванной выплаты, заключенному между истцом и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Заявка на указанную выплату истца к ним не поступала.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Буркуева А.Б., представитель истца Шарапов Н.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причине неявки не сообщили.
Ответчики Минздрав РК, Минфин РК, ТФОМС РК, ФФОМС, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайство об отложении дела не заявили.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Буркуевой А.Б., суд руководствовался положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Порядком предоставления в 2015 г. единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 декабря 2015 г. N 455, и исходил из того, что Буркуева А.Б. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона N 326-ФЗ, ее право на получение единовременной компенсационной выплаты подтверждено заключенным договором от 31 декабря 2015 года и ответчиками не оспорено.
С данным выводом следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
В целях реализации указанных положений Федерального закона N 326-ФЗ Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 455 от 11 декабря 2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 г. единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам медицинских организаций Республики Калмыкия в возрасте до 45 лет, прибывшим в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим договор с Минздравом РК. Решение о предоставлении выплаты оформляется приказом Минздрава РК. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету ТФОМС РК из бюджета ФФОМС, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
Как установлено судом, 01 июля 2015 г. между Буркуевой А.Б. и БУ РК "Яшкульская районная больница" заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого истец принята на должность врача скорой медицинской помощи. 31 декабря 2015 г. между Минздравом РК и истцом заключен договор N 7 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей. Согласно п. 2.2. договора ответчик обязался осуществить выплату в течение 30 дней со дня его заключения, однако, данное обязательство по настоящее время не исполнено.
Вышеприведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора предусмотрено финансовое обеспечение оспариваемых выплат медицинским работникам в 2015 г. в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Буркуева А.Б. все условия вышеуказанного договора исполняет надлежащим образом, однако, Минздрав РК в течение 30 дней со дня его заключения и на день рассмотрения дела денежные средства в размере 1000000 рублей ей не перечислило.
10 марта 2016 г. Минздрав РК информировал истца о невозможности предоставить единовременную компенсационную выплату в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований.
Факт соответствия истца предъявляемым законом критериям как медицинского работника, переехавшего на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, и право на получение единовременной компенсационной выплаты сторонами не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования Буркуевой А.Б., суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность по непосредственному предоставлению и перечислению на счет получателя единовременной компенсационной выплаты возникает из договора, заключаемого между уполномоченным органом и медицинским работником, в равных долях за счет бюджета ФФОМС и средств бюджетов субъектов РФ.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что компенсационная выплата в 2016 году не предусматривается по договорам, заключенным с медицинскими работниками в 2015 году.
Действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных указанных обязательств в зависимости от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами.
Обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, она не исполнена ответчиками в соответствии с его условиями и требованиями закона, как того требуют положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому имеются основания для взыскания указанной выплаты в пользу истца.
По общему правилу в соответствии с ч. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.
В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что решение суда подлежит отмене, так как Федеральный фонд не является стороной договора, заключенного Буркуевой А.Б. в 2015 г. Обязанность по осуществлению единовременной компенсационной выплаты из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Несостоятелен и довод апелляционной жалобы об отсутствии в Федеральном фонде заявки на предоставление межбюджетного трансферта на единовременную компенсационную выплату истцу, поскольку неисполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей не должно влечь нарушений прав и законных интересов медицинского работника, заключившего договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку они по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции. Несогласие ответчика с выводами суда на законность указанных выводов не влияет и не может повлечь отмену решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.