Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зиновьева М.С. на постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Зиновьева М.С.,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении, составленному начальником ОУУП и ПДН ОМВД России по Ташлинскому району от 12 сентября 2016 года N, 12 сентября 2016 года в 18 часов 00 минут во дворе многоквартирных домов по адресу: (адрес), Зиновьев М.С. в нарушение требований ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и ст. 6 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2008 года N 2689/575-IV-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области", организовал публичное мероприятие (собрание) без подачи сведений в органы местного самоуправления.
Постановлением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2016 года Зиновьев М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Зиновьев М.С. просит об отмене состоявшегося по делу постановления судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Жумабекова С.Б., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Собрание, как указано в ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
В силу п. 3 ст. 6 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2008 года N 2689/575-IV-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области N 2689/575-IV-ОЗ) уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции и публичного мероприятия, проводимого в специально отведенных местах, численность участников в котором не превышает 100 человек) подается организатором публичного мероприятия в администрацию соответствующего сельского поселения - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории сельского поселения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Признавая Зиновьева М.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда установил, что 12 сентября 2016 года в 18 часов 00 минут во дворе многоквартирных домов по адресу: (адрес), Зиновьев М.С. организовал публичное мероприятие (собрание) без подачи сведений в органы местного самоуправления, чем нарушил требования ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ и ст. 6 Закона Оренбургской области N 2689/575-IV-ОЗ.
Между тем доказательств того, что Зиновьев М.С. организовал публичное мероприятие (собрание), в материалах дела не имеется.
Так, приходя к выводу о виновности Зиновьева М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, судья первой инстанции в своем постановлении ссылается на имеющиеся в материалах дела письменные объяснения свидетелей Д.Д.А., Д.А.В., С.Н.Ф., Е.С.Г., Ж.Н.В., Б.З.Н., С.Е.С., Д.И,А., Х.И.А., С.О.С., Ш.А.В., П.Ю.А., а также на показания свидетеля З.А.А., данные им в судебном заседании.
Однако из материалов дела усматривается, что судьей вышеуказанные свидетели в судебное заседание не вызывались, а объяснения, данные ими в период возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ не могут быть признаны допустимыми доказательствами по настоящему делу, поскольку объяснения вышеуказанных лиц были отобраны по нормам УПК РФ, а сведений об их предупреждении об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ и разъяснения им прав свидетелей, установленных ст. 25.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Допрошенный в судебном заседании свидетель З.А.А. пояснил, что 12 сентября 2016 года ему поступило сообщение о проведении в (адрес) несанкционированного мероприятия. По прибытии на место было установлено, что во дворе (адрес) расположена концертная площадка и проводится выступление артистов. На месте представителей политических партий не было и политическая агитации не проводилась. Со слов Зиновьева М.С. и представителя администрации сельсовета ему ( З.А.А.) стало известно, что у организаторов данного публичного мероприятия не имеется разрешения на его проведение.
Между тем из показаний данного свидетеля не следует, что на указанном мероприятии предполагалось выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики либо обсуждение общественно значимых вопросов. Как следует из показаний свидетеля каких-либо лозунгов, призывов не было, а проводился концерт с выступлением артистов.
Других доказательств в материалах дела не имеется. Сам Зиновьев М.С., как следует из анализа его объяснений, об организации им публичного мероприятия в целях коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов не указывал.
Концерт не является публичным мероприятием по смыслу Федерального закона N 54-ФЗ.
Таким образом, доказательств тому, что Зиновьевым М.С. было организовано публичное мероприятие - собрание, в том понимании, которое ему дается в ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, в материалах дела не имеется. На основании каких данных должностное лицо пришло к выводу об организации Зиновьевым М.С. публичного мероприятия в виде собрания из протокола об административном правонарушении не следует. Постановление судьи районного суда также не содержит выводов, позволяющих квалифицировать указанное выше мероприятие в качестве публичного (собрание). Между тем нормой ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка организации либо проведения публичных мероприятий, определяемых в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ.
Ответственность за не уведомление органов исполнительной власти о проведении непубличного массового мероприятия нормой ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ не предусмотрена. За организацию и участие в массовых мероприятиях, не подпадающих под правовую категорию "публичные мероприятия", при наступлении общественно-опасных последствий предусмотрена административная ответственность по ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Поскольку наступление общественно-опасных последствий не устанавливалось и в вину Зиновьеву М.С. не вменялось, переквалификация действий последнего исключается.
Кроме того, привлекая Зиновьева М.С. к административной ответственности за нарушение требований ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ, судья районного суда не учел, что данной нормой подача уведомления организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления перед проведением публичного мероприятия в виде собрания не предусмотрена.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Зиновьева М.С., подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Зиновьева М.С. удовлетворить.
Постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 13 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Зиновьева М.С. отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.