Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей областного суда Инякина Н.А., Самохиной Л.М.,
при секретаре Камеристовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Адамовский район" Оренбургской области на решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2016 года по гражданскому делу по иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Дружининой Л.П. к администрации муниципального образования "Адамовский район" Оренбургской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., пояснения представителей администрации МО "Адамовский район" - Елохиной О.Н. и Головко Л.Ю., пояснения прокурора Христич Т.В., считавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Адамовского района обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Дружинина Л.П. проживает со своей семьей в количестве четырех человек, в одноэтажном жилом доме общей площадью *** кв.м., расположенном по адресу: (адрес) Распоряжением главы муниципального образования Адамовский поссовет N от (дата) Дружинина Л.П. была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории граждане, жилые помещения которых, независимо от формы собственности, признаны в установленном порядке непригодными для проживания. Согласно заключению межведомственной комиссии от (дата) N, жилой дом, находящийся в собственности Дружининой Л.П., расположенный по адресу: (адрес) признан непригодным для проживания. На основании постановления администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области от (дата) N был утвержден Сводный районный список отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. В соответствии с указанным списком, Дружинина Л.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в получении жилья в соответствии с датой постановки на учет под номером 1.
Учитывая, что Дружинина Л.П. является гражданином, жилое помещение которого в установленном порядке признано непригодным для проживания в результате весеннего паводка, ее семья составом четыре человека поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по данной категории граждан, считает, что она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации.
Истец просил суд обязать администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области предоставить вне очереди Дружининой Л.П. в срок до 31 декабря 2016 года жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетом членов семьи за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Оренбургской области Сукманова Е.В., а также истец Дружинина Л.П. исковые требования поддержали. Дружинина Л.П. пояснила, что ее дом подвергался затоплению в 2011, 2012, 2014 и 2015 годах. В настоящее время, в связи с тем, что ее дом постоянно затопляется весенними паводковыми водами, он гниет, проживать в нем невозможно и по этой причине еще в 2014 году дом был признан непригодным для проживания. Также пояснила, что с тем, что она исключена из Списка очередности отдельных категорий граждан, состоящих на учете на получение жилья по договору социального найма, она не согласна.
Представители администрации Адамовского района Оренбургской области - Головко Л.Ю. и Елохина О.Н. с исковыми требованиями прокурора не согласились. Пояснили, что в 2016 году Дружинина Л.П. была исключена из Списков отдельных категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, извещённых надлежащим образом.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2016 года исковые требования прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах Дружининой Л.П. были удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области предоставить вне очереди в срок до 31 декабря 2016 года Дружининой Л.П. (дата) года рождения за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору социального найма жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, не ниже установленных норм предоставления жилой площади на одного человека, с учетом членов семьи в количестве четырех человек.
В апелляционной жалобе администрация МО "Адамовский район" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Дружинина Л.П., представитель Правительства Оренбургской области, представитель Министерства социального развития Оренбургской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке, предусмотренном ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На основании ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п.8 ч.1 ст.3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются в том числе и гражданам, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с ч.1 ст.7 данного Закона.
Часть 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" устанавливает, что нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области признаются, в том числе, и граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате природных катаклизмов (оползни, наводнения и т.д.).
Из материалов дела следует, что Дружинина Л.П. проживает со своей семьей в одноэтажном жилом доме общей площадью *** кв. м., расположенном по адресу: (адрес) (л.д.19, 32).
Заключением межведомственной комиссии от (дата) N жилой дом, принадлежащей Дружининой Л.П. по адресу: (адрес) признан непригодным для проживания. Данное решение было принято на основании заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от (дата) (л.д.15-17).
Из протокола заседания комиссии муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области от (дата) следует, что жилой дом, принадлежащий Дружининой Л.П., неоднократно с 2007 года подвергался затоплению (л.д.65).
Согласно заключению межведомственной комиссии от (дата) N жилой дом, принадлежащий Дружининой Л.П., по адресу: (адрес) (адрес) признан непригодным для проживания. В соответствии с актом обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, указанный жилой дом был поврежден в результате весеннего паводка 2015 года, уровень воды в доме составлял 100 сантиметров (л.д.13, 14).
Распоряжением главы муниципального образования Адамовский поссовет от (дата) N-р семья Дружининой Л.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны непригодными для проживания (л.д.8).
Распоряжением N от (дата) главы муниципального образования Адамовский поссовет в вышеуказанное распоряжение были внесены изменения ( л.д. 64).
Постановлением администрации муниципального образования Адамовский район от (дата) N утвержден Список очередности отдельных категорий граждан, состоящих на учете на получение жилья по договору социального найма. Согласно указанному списку Дружинина Л.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания и состоит на учете на получение жилья вне очереди, в соответствии с датой постановки на учет, под порядковым номером 1 (л.д.88-90).
Постановлением администрации муниципального образования Адамовский район от (дата) N утвержден Сводный районный список отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данным списком Дружинина Л.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N1347/285-IV-ОЗ и состоит на учете на получение жилья вне очереди, в соответствии с датой постановки на учет, под порядковым номером 1 (л.д.91-92).
Постановлением администрации муниципального образования Адамовский район от (дата) N Дружинина Л.П. была исключена из указанных Списков в связи с ошибкой в постановке на учет (л.д.96). Принимая указанное решение, ответчик исходил из того, что решение о признании Дружининой Л.П. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, было принято (дата), в то время как режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком был введен с (дата). В связи с этим администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области полагала, что Дружинина Л.П. была признана нуждающейся в жилом помещении в связи с признанием ее жилого помещения непригодным для проживания еще до начала чрезвычайной ситуации.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Адамовского района Оренбургской области об обязании администрации муниципального образования "Адамовский район" предоставить Дружининой Л.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд пришел к выводу о том, что жилое помещение, принадлежащее истцу, было признано непригодным для проживания в установленном законом порядке именно в результате природного катаклизма - весеннего паводка.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтверждается пояснениями Дружининой Л.П., согласно которым ее дом постоянно подтапливается весенними паводковыми водами, в том числе и в 2014 и 2015 годах, а также материалами дела. Допустимых доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представлено не было.
На основании изложенного, учитывая приведенные выше положения Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", суд пришел к правильному выводу о том, что Дружинина Л.П. как лицо, жилое помещение которого признано непригодным для проживания в результате природного катаклизма (наводнения, вызванного весенним паводком), имеет право на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 ноября 2007 года, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
При этом судом обоснованно не был принят во внимание тот факт, что Дружинина Л.П. была исключена из списка граждан, включенных в очередь для получения жилищного фонда Оренбургской области по категории граждане, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, поскольку у нее возникло право на предоставление указанного жилого помещения.
При принятии решения об исключении Дружининой Л.П. из соответствующих списков ответчик исходил из того, что жилой дом Дружининой Л.П. был признан непригодным для проживания еще до введения режима чрезвычайной ситуации. Между тем, в силу положений Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", введение режима чрезвычайной ситуации в данном случае не имеет юридического значения для признания Дружининой Л.П. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая, что Дружинина Л.П. является гражданином, жилое помещение которого в установленном порядке признано непригодным для проживания в результате природного катаклизма (наводнения, вызванного весенним паводком), ее семья составом четыре человека была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по данной категории граждан после 01 января 2005 года и необоснованно была исключена из списка данной категории граждан, не имеет в собственности и пользовании другого жилого помещения, суд пришел к правильному выводу о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм за счет расходных средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Поскольку до настоящего момента указанное право Дружининой Л.П. на получение жилого помещения по договору социального найма не реализовано, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Адамовский район Оренбургской области предоставить Дружининой Л.П. жилое помещение по договору социального найма жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда о подтоплении жилого дома Дружининой Л.П. в течении ряда лет паводковыми водами, подтверждается материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, а потому отсутствие актов за 2011-2014 годы не может служить основанием к отмене решения суда.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Дружининой Л.П. в период с 2011 по 2015 года не подавалось заявлений о признании принадлежащего ей дома нежилым помещением, не является основанием для отмены решения суда, поскольку данное обстоятельство не имеет в данном случае юридического значения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, сделав вывод о необоснованности исключения Дружининой Л.П. из Списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не является обоснованным. Решение суда первой инстанции принято по заявленным прокурором Адамовского района в интересах Дружининой Л.П. исковым требованиям, а вышеуказанное обстоятельство, являлось юридически значимым для разрешения данного дела.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Адамовский район" Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.