Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей областного суда Никитиной А.И., Самохиной Л.М.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Цепковой В.Э. к администрации города Оренбурга об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., пояснения Стрижковой ( Цепковой) В.Э., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Цепкова В.Э. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С (дата) она состоит на учет в качестве нуждающегося в получении жилья под регистрационным номером N. До настоящего времени жилой площадью не обеспечена.
Просила суд обязать администрацию муниципального образования "город Оренбург" предоставить ей вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г.Оренбург.
Истец Цепкова В.Э. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г.Оренбурга и представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 августа 2016 года исковые требования Цепковой В.Э. удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию города Оренбурга предоставить Цепковой В.Э. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
В апелляционной жалобе администрация г.Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу Цепкова В.Э. просит решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 августа 2016 года оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г.Оренбурга и представители третьих лиц- Правительства Оренбургской области и Министерства социального развития Оренбургской области не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, родителями Цепковой В.Э. (ранее ФИО6), (дата) года рождения, указаны: отец - ФИО7, мать - ФИО8, которые решениями Промышленного районного суда г.Оренбурга от (дата) и (дата) лишены родительских прав (л.д.7-9).
Распоряжением руководителя Северного административного округа г.Оренбурга от (дата) N опекуном над несовершеннолетней ФИО6 назначена ФИО9 (л.д.10).
Распоряжением первого заместителя Северного административного округа г.Оренбурга от (дата) N ФИО6 изменена фамилия на "Цепкова" (л.д.11).
Из сообщения Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга от (дата) N следует, что Цепкова В.Э. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей" под номером N (л.д.12).
Цепкова В.Э. жилой площади не имеет (л.д.22,23).
Удовлетворяя исковые требования Цепковой В.Э., суд первой инстанции, установив, что истец до настоящего времени не обеспечен жильем, пришел к правильному выводу о том, что Цепкова В.Э. имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Цепковой В.Э. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования Цепковой В.Э. о возложении на администрацию города Оренбурга обязанности предоставить ей благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться с соблюдением очерёдности в соответствии с имеющимся Списком, не является основанием для отмены решения суда, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа истцу в предоставлении жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает. При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить поводом к отмене вынесенного решения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.