Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кожемуханова Б.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Оренбурге о признании недействительным ненормативного правового акта,
по апелляционной жалобе Кожемуханова Б.И. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от (дата)
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф.,
установила:
Кожемуханов Б.И. обратился в суд вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в отношении него ответчиком выставлены требования о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за период с 2011 года по 2014 год. Кроме того, вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
(дата) с целью приобрести в собственность паевую землю сельскохозяйственного назначения истец зарегистрировался в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. На момент регистрации ему не было известно о необходимости оплаты страховых взносов. С (дата) истец является инвалидом 2 группы 2 степени бессрочно и получает пенсию по инвалидности. Фактически с 2011 года деятельностью он не занимается в связи с длящимся обострением болезни.
О наличии задолженности и необходимости оплаты страховых взносов ему стало известно (дата) из постановления СПИ ОСП Ленинского района г.Оренбурга от (дата).
С (дата) статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства он прекратил, о чем внесены сведения в ЕГРИП.
Полагал требования ответчика незаконными, поскольку по требованиям за 2011, 2012, 2013 годы срок предъявления пропущен, в требованиях не содержится сведений о сроке уплаты, основаниях взыскания. Кроме того, о проводимых камеральных проверках его никто не уведомлял, они составлены в нерабочие дни.
Просил суд: - признать недействительными решения УПФР в г.Оренбурга о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за не оплату страховых взносов от (дата) N, от (дата) N, от (дата) N;
- признать недействительным требование УПФР в г.Оренбурге N от (дата) об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в размере *** рублей;
- признать недействительным постановление УПФР в г.Оренбурге N от (дата) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в размере *** рублей;
- признать недействительными требования УПФР в г.Оренбурге об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N от (дата) на сумму *** рублей, N/р от (дата) на сумму *** рублей, N от (дата) на сумму *** рублей, N от (дата) на сумму *** рублей, N от (дата) на сумму *** рублей;
- признать недействительным постановление УПФР в г.Оренбурге N от (дата) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в размере *** рублей;
- признать не подлежащим исполнению требование УПФР в г.Оренбурге N от (дата) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в сумме *** рублей.
- взыскать с УПФР в г.Оренбурге судебные расходы в размере *** рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 02 июня 2016 года в удовлетворении требований Кожемуханова Б.И. о признании недействительными решения, требования о возложении обязанности по уплате страховых взносов отказано.
Кожемуханов Б.И. с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что при вынесении решения судом не исследовались и не учитывались его доводы о нарушении УПФР в г.Оренбурге сроков вынесения решений о привлечении к ответственности, о не уведомлении его о результатах проведения камеральной проверки. Кроме того, факт не уплаты страховых взносов в срок до 31 декабря текущего года является основанием для выставления требования об уплате страховых взносов ответчиком в течении трех месяцев следующего за отчетный период года. Ответчик обязан своевременно выставлять недоимку, а не через пять лет. Истец не был своевременно уведомлен об образовавшейся задолженности по уплате страховых взносов в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанностей по выявлению недоимки в установленный срок. Полагает, что ответчиком нарушена процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, поскольку решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах ИП Кожемуханова Б.И. не выносилось, расчетные счета ИП Кожемуханова Б.И. не устанавливались, в связи с чем, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для перехода к принудительному взысканию недоимки за счет имущества ИП Кожемуханова Б.И. Кроме того, указывает, что является получателем пенсии по обязательному пенсионному страхованию, имеет инвалидность второй группы второй степени пожизненно, на протяжении десяти лет является нетрудоспособным, нуждается в постороннем уходе, и не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность, в силу чего считает, что взыскание с него страховых взносов не отвечает целям обязательного пенсионного и медицинского страхования и нарушает баланс частного и публичного интереса.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный истец Кожемуханов Б.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её удовлетворить.
Представитель административного ответчика Крикунова Е.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон "О страховых взносах") физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно.
Судом первой инстанции установлено, что с (дата) истец зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. С (дата) зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР в г.Оренбурге.
С (дата) административный истец прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ, о чем внесена запись в ЕГРИП, что подтверждается уведомлением о снятии с учета, выпиской из ЕГРИП.
В связи с неисполнением Кожемыхановым Б.И. обязанности по представлению в Пенсионный фонд РФ расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 года по форме РСВ-2 ПФР, а также обязанности по своевременному представлению налоговых деклараций, административный ответчик был лишен возможности своевременно выявить неустойку.
Недоимка по страховым взносам за период с 2011 года по 2014 год выявлена в результате проведения камеральных проверок (дата).
По результатам проведения камеральных проверок Кожемуханову Б.И. выставлены требования об уплате недоимки N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата).
Кроме того, требованием N от (дата) на Кожемуханова Ю.И. возложена обязанность по оплате в срок до (дата) страховых взносов в размере *** рублей за 2015 год.
Поскольку требование страхователем исполнено не было, (дата) УПФР в г.Оренбурге вынесено постановление N о взыскании с Кожемуханова Б.И. суммы страховых взносов в размере *** рублей за 2011 год за счет имущества плательщика страховых взносов.
(дата) вынесено постановление N о взыскании с Кожемуханова Б.И. страховых взносов в размере *** рублей за 2012-2014 года за счет имущества плательщика страховых взносов.
Суд первой инстанции, разрешая и отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что требования и постановления вынесены административным ответчиком в установленный законом срок, суд не установилв действиях ответчика нарушения сроков выставления требования, кроме того, в спорный период времени с 2011 года по 2015 год у Кожемуханова Б.И. отсутствовали уважительные причины экстраординарного характера, в силу которых истец не осуществлял предпринимательскую деятельность.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования административных истцов, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Как установлено в части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах", главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона "О страховых взносах" главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме РСВ-2 ПФР, утвержденной приказом Минтруда России N638н от 28 декабря 2012 года.
В силу части 1 и 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых взносах" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона. В соответствии с частями 1-3 статьи 19 Федерального закона "О страховых взносах" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона "О страховых взносах" решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Частью 14 статьи 19 вышеназванного Федерального закона установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20
настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О страховых взносах" в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя с момента регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Данная обязанность не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых взносах" обязанность по предоставлению фонду сведений об открытии (закрытии) счетов в банке лежит на плательщике страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что по требованиям N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата) административным ответчиком не был соблюден установленный законом порядок взыскания задолженности, а именно: выносились постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, в то время, как в соответствии с установленным порядком вначале органу пенсионного фонда надлежало принять решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Вместе с тем, указанное нарушение не является безусловным основанием для признания требований недействительными и освобождения плательщика взносов от их уплаты.
Обязанность по предоставлению фонду сведений об открытии (закрытии) счетов в банке лежит на самом плательщике страховых взносов.
В связи с отсутствием информации о наличии у предпринимателя открытых счетов в банках, фонд обоснованно вынес постановления о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафам за счет имущества должника.
При этом, действующее законодательство не обязывает органы по контролю за уплатой страховых взносов предпринимать какие-либо меры по розыску расчетных счетов плательщиков страховых взносов, на которых, возможно, имеются денежные средства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в данной части судебная коллегия считает несостоятельными.
Требования о взыскании о взыскании недоимки N от (дата), N от (дата), N от (дата) сформированы на основании решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за не оплату страховых взносов от (дата) N, от (дата) N, от (дата) N, при этом указанные решения вынесены по результатам камеральных проверок.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона "О страховых взносах" камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона "О страховых взносах" в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона "О страховых взносах" акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Статей 39 Федерального закона "О страховых взносах" установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Судебная коллегия находит необоснованными доводы апелляционной жалобы и о том, что Кожемуханов Б.И. не был уведомлен о проведении в отношении него камеральной проверки, поскольку на Пенсионный фонд возложена обязанность по направлению акта проверки, но не обязанность по отслеживанию обязательного получения корреспонденции адресатом.
Довод жалобы о том, что решение о привлечении к ответственности принято с нарушением срока, судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку в силу части 1 статьи 39 Федерального закона "О страховых взносах" предусмотренный законом тридцатидневный срок для вынесения решения может быть продлен на один месяц.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и других.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в спорный период с 2011 года по 2015 год у Кожемуханова Б.И. отсутствовали уважительные причины экстраординарного характера, в силу которых административный истец не осуществлял предпринимательскую деятельность и которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Каких-либо нарушений при формировании требований N от (дата), N от (дата), N от (дата), N от (дата) судебная коллегия не усматривает, размер задолженности по указанным требованиям Кожемухановым Б.И. не оспаривался.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 02 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кожемуханова Б.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.