Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
с участием прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" об установлении административного надзора в отношении осужденного Казаева Ю. М.,
по апелляционному представлению Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения (адрес) на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 25 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК N8 УФСИН России по Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в данном исправительном учреждении отбывает наказание Казаев Ю.М,, *** года рождения, осужденный по приговору *** районного суда Оренбургской области от (дата) по пункту " *** Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 год 4 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока - (дата), конец срока - (дата). Зачет с (дата) по (дата).
За время отбывания наказания Казаев Ю.М. зарекомендовал себя с посредственной стороны. Не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания. Проведенные с осужденным мероприятия воспитательного характера дали положительный результат, осужденный пересмотрел свои взгляды на жизнь.
Административный истец просил суд установить административный надзор в отношении Казаева Ю.М. на срок, установленный законодательством Российской Федерации до погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел, одновременно установить ему следующие ограничения: запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра; обязательная явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от (дата) административное исковое заявление удовлетворено, суд решилустановить административный надзор в отношении Казаева Ю.М., освобождаемого из мест лишения свободы (дата), с зачетом с (дата) по (дата), на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с ограничениями в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов вечера до 06 часов утра, обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
С таким решением не согласился Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Оренбургской области. В апелляционном представлении просит решение изменить в части исчисления срока административного надзора, а именно с момента отбытия наказания в виде ограничения свободы, а также изложив второе установленное административное ограничение в виде "обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания".
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., пояснения прокурора, поддержавшего апелляционное представление, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают, в том числе административные дела об установлении административного надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) приговором Бугурусланского районного суда Оренбургской области Казаев Ю.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание с применением части 3 статьи 68 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок 8 месяцев, с ограничением свободы на срок 1 год 4 месяца, с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Начало срока отбывания наказания установлено (дата), конец срока (дата).
Приговором установлено отягчающее наказание обстоятельство, а именно опасный рецидив преступлений.
За время отбывания наказания осужденный зарекомендовал себя с посредственной стороны. Не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания. Проведенные с осужденным мероприятия воспитательного характера дали положительный результат, осужденный пересмотрел свои взгляды на жизнь.
Совершенное Казаевым Ю.М. преступление, предусмотренное пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовным законом отнесено к категории тяжких (часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что Казаев Ю.М. осужден к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и наличия в его действиях опасного рецидива, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для установления в отношении Казаева Ю.М. административного надзора на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда, поскольку они соответствуют закону, подлежащему применению и установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости исчисления срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" на основании части 4 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. На такой порядок исчисления срока административного надзора в отношении данной категории лиц также должно быть указано в решении суда.
Учитывая, что приговором Бугурусланского районного суда Оренбургской области от (дата) осужденному Казаеву Ю.М. назначено также дополнительное наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 4 месяца, то в силу вышеуказанных норм срок административного наказания Казаеву Ю.М. необходимо исчислять с момента отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что, устанавливая Казаеву Ю.М. ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, судом первой инстанции неполно изложена формулировка данного ограничения, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Административное ограничение следовало установить в виде обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению с установлением административного ограничения в виде обязательной явки один раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также исчисления срока административного надзора со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Оренбургской области удовлетворить, решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 25 июля 2016 года изменить, изложив абзац 3 и абзац 4 его резолютивной части в следующей редакции:
"Срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Установить в отношении Казаева Ю. М. следующие административные ограничения:
- запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания с 22 часов вечера до 06 часов утра;
- обязательная явка один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.