Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 ноября 2016 г. по делу N 33а-1913/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Сидоренкове К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО4 на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 августа 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Карапетяна А.П. о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в признании члена семьи административного истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
в соответствии со вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 октября 2015 г. Федеральным государственным казенным учреждением " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N, которым Карапетян А.П., его супруга - ФИО5, сын - ФИО6 ( ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и дочь ФИО7 ( ДД.ММ.ГГГГ г.р.) приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Этим же решением отказано в принятии на указанный учет дочери административного истца - ФИО8 ( ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на том основании, что не представлены документы, подтверждающие факт её совместного проживания с административным истцом.
Карапетян А.П. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение жилищного органа в части отказа в принятии его дочери на жилищный учет незаконным и обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии Карапетян Э.А. в составе его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы ссылается на нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, указывает, что оспариваемым решением жилищного органа правомерно отказано в принятии дочери ФИО1 на жилищный учет на том основании, что не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания. Автор жалобы считает, что, по смыслу ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, ФИО8 членом семьи административного истца не является, а регистрация административного истца и его дочери в общежитии, находящемся по адресу: "адрес" не подтверждает их совместное проживание в этом жилом помещении.
Кроме того, в жалобе обращается внимание на копию обязательства об освобождении жилого помещения в общежитии, из которой усматривается, что за ФИО8 действует ФИО5 на основании доверенности, что свидетельствует о нахождении ФИО8 в другом населённом пункте.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии, предусмотренные этим Федеральным законом, устанавливаются военнослужащим (граждан, уволенных с военной службы) и членам их семей. К членам семей военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся, супруга (супруг), несовершеннолетние дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица находящиеся на иждивении военнослужащих.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться, в частности, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В соответствии с ч. 5 статьи 100 того же Кодекса к пользованию специализированными жилыми помещениями, к которым на основании п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся жилые помещения в общежитиях, применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 1 октября 2015 г. за ФИО1 и членами его семьи, в том числе дочерью ФИО8, признано право на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма.
При этом в решении суда первой инстанции указано, что административный истец и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения ФИО1 военной службы, с которой он был уволен по истечении срока контракта при общей продолжительности службы более "данные изъяты" лет.
В соответствии с ч. 2 статьи 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что ФИО8 вселена в занимаемое административным истцом общежитие в "адрес" в качестве члена его семьи, проживает вместе с другими членами семьи, в том числе со своими родителями, ведёт общее хозяйство, и должна быть признана членом его семьи как нанимателя жилого помещения и с момента вселения - приобретшей равные с ним права, в том числе право на улучшение жилищных условий.
Данное обстоятельство применительно к ранее рассмотренному делу было подтверждено сведениями из карточки учёта военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении, в разделе список лиц, подлежащих обеспечению жильём совместно с военнослужащим.
Доказательства раздельного проживания административного истца и его дочери в судебные инстанции административным ответчиком не представлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы данных о проживании ФИО8 в ином населенном пункте, в качестве члена своей семьи, в деле также не имеется.
При этом сама по себе копия обязательства об освобождении жилого помещения в общежитии, подписанная на основании доверенности ФИО5 за ФИО8, не может свидетельствовать о раздельном проживании административного истца и его дочери.
Таким образом, ФИО8 с точки зрения жилищного законодательства является членом семьи административного истца, поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности поставленного административным истцом перед жилищным органом вопроса о принятии дочери на жилищный учет в составе своей семьи.
Следовательно, апелляционная жалоба представителя административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 25 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Карапетяна А.П, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи : В.А. Патлань
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.