Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Г.К. Екония
судей О.С. Михеева
И.П. Назаркиной
при секретаре А.А. Косолаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционному представлению прокурора Теньгушевского района Республики Мордовия А.Д. Данилова на решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от "дата"
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
установила:
ФКУ ЛПУ- "N" УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к С.С. Горбунову об установлении административного надзора.
В обоснование административного иска указало, что приговором "данные изъяты" Московской области от "дата" С.С. Горбунов "дата" осуждён к одному году шести месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью второй статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Срок отбываемого наказания истекает 09 декабря 2016 г.
Осуждённый С.С. Горбунов поощрений не имеет, имеет неснятые и непогашенные взыскания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, на путь исправления не встал и характеризуется отрицательно.
ФКУ ЛПУ- "N" УФСИН России по Республике Мордовия просило суд установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком на три года и установить в отношении него следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 до 6 часов, за исключением работы в ночное время суток;
- обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д. "N"
Решением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от "дата" административный иск удовлетворён частично.
Суд установилв отношении административного ответчика административный надзор сроком на два года и постановилисчислять срок административного надзора со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Суд установилв отношении административного ответчика на срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 до 6 часов следующего дня по местному времени;
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д. "N"
Прокурор Теньгушевского района Республики Мордовия А.Д. Данилов принёс апелляционное представление на решение суда. Привёл доводы о том, что суд неправильно установилпорядок исчисления срока административного надзора (со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания). Формулировка суда "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания" приведёт к сокращению установленного срока административного надзора. Просил решение суда изменить (л.д. "N"
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ЛПУ- "N" УФСИН России по Республике Мордовия не явился. Административный истец о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (л.д. "N" сведений о причинах неявки своего представителя не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
Административный ответчик С.С. Горбунов, находящийся в местах лишения свободы, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (л.д. "N" своего представителя в суд не направил, и отложить разбирательство дела не просил. Необходимости в его участии в судебном заседании судебная коллегия не усматривает.
Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Ю.В. Межевова в заключении полагала, что решение суда подлежит изменению по доводам апелляционного представления.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приговором "данные изъяты" Московской области от "дата" С.С. Горбунов "дата" осуждён к одному году шести месяцам лишения свободы за совершение преступления средней тяжести, предусмотренного частью второй статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, при рецидиве преступлений. С.С. Горбунов осуждён за мошенничество, совершённое 27 марта 2015 г. с причинением значительного ущерба гражданину. Срок отбывания наказания по приговору постановленоисчислять с "дата"
При этом приговором установлено, что С.С. Горбунов имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение умышленного преступления, отнесённого к категории тяжких. Освободился из мест лишения свободы по отбытии срока назначенного наказания - 01 октября 2014 г. В период непогашенной судимости по приговору "данные изъяты" вновь совершил умышленное преступление, отнесённое к категории средней тяжести (л.д. "N"
Таким образом, усматривается, что С.С. Горбунов, ранее был осуждён к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и в последующем был осуждён к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений.
На основании пункта "г" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в прежней редакции судимость С.С. Горбунова за совершение тяжкого преступления погашается по истечении шести лет после отбытия наказания за совершение данного преступления. Наказание за совершение тяжкого преступления отбыто С.С. Горбуновым 01 октября 2014 г. и его судимость за совершение данного преступления погашается 01 октября 2020 г.
На основании пункта "в" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость С.С. Горбунова за совершение преступления средней тяжести погашается по истечении трёх лет после отбытия наказания за совершение данного преступления. Срок наказания, отбываемого осуждённым С.С. Горбуновым за совершение преступления средней тяжести, истекает 09 декабря 2016 г. и его судимость за совершение данного преступления погашается 09 декабря 2019 г.
Согласно характеристике, справке о поощрениях и взысканиях от 21 сентября 2016 г. осуждённый С.С. Горбунов в период отбывания наказания в местах лишения свободы поощрений не имел, восемнадцать раз привлекался к дисциплинарной ответственности, на путь исправления не встал и характеризуется отрицательно (л.д. "N"
Постановлением начальника ФКУ ИК- "N" УФСИН России по Республике Мордовия В.А. Ермакова от 16 октября 2015 г. осуждённый С.С. Горбунов признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (л.д. "N"
Указанные обстоятельства сомнения в достоверности не вызывают и участниками судебного процесса не оспариваются.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее также - Федеральный закон). Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.
Так, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1), преступления при рецидиве преступлений (пункт 2).
Согласно пункту 1 части 3 настоящей статьи в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Совершеннолетний административный ответчик, освобождаемый из мест лишения свободы и имеющий непогашенные судимости за совершение тяжкого преступления и преступления средней тяжести при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При таких обстоятельствах административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, основание, предусмотренное пунктом 1 части 3 настоящей статьи, имеется, и в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Административный ответчик одновременно относится к разным категориям лиц, указанным в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, и в отношении него должен быть установлен административный надзор за совершение того преступления, которое влечёт для него наиболее неблагоприятные последствия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
То есть, Федеральный закон не исключает установление повторного административного надзора в течение срока, оставшегося для погашения судимости такого лица, при прекращении административного надзора в связи с истечением срока административного надзора.
В случае истечения срока административного надзора орган внутренних дел в силу части 6 статьи 9 Федерального закона не лишён возможности обратиться в суд с заявлением о повторном установлении административного надзора в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Об этом судам даны разъяснения в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Исходя из этого, в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор за совершение тяжкого преступления, судимость за которое погашается 01 октября 2020 г. и которое влечёт для него наиболее неблагоприятные последствия.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административный надзор сроком на два года.
Срок административного надзора установлен правильно.
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в отношении него может быть установлен административный надзор на срок от одного года до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Административный надзор сроком на два года установлен в отношении административного ответчика в пределах допустимого срока (от одного года до трёх лет) и в пределах срока судимости за совершение тяжкого преступления, погашаемой 01 октября 2020 г.
Установленный срок административного надзора учитывает тяжесть совершённого административным ответчиком преступления, поведение и характеристику ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы - ответчик многократно привлекался к дисциплинарной ответственности, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, на путь исправления не встал и характеризуется отрицательно.
Устанавливая порядок исчисления срока административного надзора, суд первой инстанции постановилисчислять срок административного надзора со дня постановки поднадзорного лица на учёт в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. На такой порядок исчисления срока административного надзора указано в резолютивной части решения суда.
Порядок исчисления срока административного надзора установлен неправильно.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона, и срок административного надзора должен исчисляться в отношении него со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Порядок исчисления срока административного надзора, установленный пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона, не предусматривает возможности какого-либо вычета срока из установленного срока административного надзора.
В связи с этим решение суда подлежит изменению с исключением из резолютивной части решения суда указания, сделанного при установлении порядка исчисления срока административного надзора, о вычете срока, истекшего после отбытия наказания, и доводы апелляционного представления заслуживают внимания.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, и обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Эти виды административных ограничений предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона. При этом в соответствии с требованием части 2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Установление этих видов административных ограничений учитывает тяжесть совершённого административным ответчиком преступления, негативное поведение и отрицательную характеристику ответчика в период отбывания наказания в местах лишения свободы.
Установление этих видов административных ограничений отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах и с учётом обстоятельств дела является разумным.
Об установлении других административных ограничений административный истец не просил, и оснований для их установления при рассмотрении дела не установлено.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
изменить решение Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от "дата" в части порядка исчисления срока административного надзора и исключить из резолютивной части решения суда указание, сделанное при установлении порядка исчисления срока административного надзора, о вычете срока, истекшего после отбытия наказания.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий судья Г.К. Екония
судьи О.С. Михеев
И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.