ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2016г. по делу N3а-39/2016
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Назаркиной И.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 22ноября 2016г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г.,
установил:
ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование иска указало, что общество является собственником земельного участка площадью 167920кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты".
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 01 января 2012г. в размере 29775574 руб. 40 коп.
ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" считает кадастровую стоимость земельного участка завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку она значительно превышает его рыночную стоимость, что с учётом положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации влечёт увеличение размера земельного налога, уплачиваемого обществом.
Согласно отчёту об оценке от 08 декабря 2015 г. N15/09/897-н, составленному оценщиком ООО "данные изъяты" рыночная стоимость земельного участка площадью 167920кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01января 2012г. составляет 15522500рублей.
Указанный отчёт имеет положительное экспертное заключение от 10декабря 2015г. NЭП-161115-ПНЗ, подготовленное экспертом "данные изъяты".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 14 апреля 2016г. N13/04/2016-17 поданное ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" 16марта 2016г. заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
По данным основаниям ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 15522500рублей по состоянию на 01 января 2012г.
18 ноября 2016г. ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением, в котором изменило предмет административного иска, просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 167920кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012г. в размере 17047238рублей.
В судебное заседание не явились представители всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
На основании части 2 статьи 140 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу о том, что административный иск ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 167920кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земельного участка - земли населённых пунктов, разрешённое использование: для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений (том 1 л.д.101).
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014г. N42 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия" определена кадастровая стоимость земельного участка, которая по состоянию на 01 января 2012г. составляет 29775574руб. 40 коп. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утверждённые настоящим приказом, применяются с 01января 2015г. (том 2 л.д.49,50).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка в размере 29775574 руб. 40 коп. определена по состоянию на 01 января 2012г. на основании настоящего приказа. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01января 2015г. (том 1 л.д. 114).
16 марта 2016г. ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" подало в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков (том 1 л.д. 212-216). Представило отчёт об оценке от 08 декабря 2015 г. N15/09/897-н, составленный оценщиком ООО "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012г. составляет 15522500 руб. (том 1, л.д. 115-201). Отчёт оценщика имеет положительное экспертное заключение от 10декабря 2015г. NЭП-161115-ПНЗ, подготовленное экспертом "данные изъяты" (том 1 л.д. 202-211).
Решением комиссии от 14 апреля 2016г. N13/04/2016-17 заявление ОАО"Мясокомбинат "Оброченский" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отклонено (том 1 л.д. 212-216).
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" соблюден.
Согласно положениям настоящей статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, использование которого является платным, затрагивают права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога и указанное лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2016г. в связи с возникновением вопроса, требующего специальных знаний в области оценочной деятельности, по ходатайству административного истца назначена строительно-техническая экспертиза для установления рыночной стоимости земельного участка (том2 л.д. 62-66).
Строительно-техническая экспертиза проведена и согласно заключению эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России "данные изъяты". от 07ноября 2016г. N2893/2-4 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012г. составляет 17047238рублей (том 2 л.д. 104-112).
Административный ответчик Госкомимущество Республики Мордовия, которому судом была направлена копия заключения эксперта с предложением представить относительно него возражения, таких возражений суду не представил.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия полагает, что заключение эксперта не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пункта 10 ФСО N1 "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015г. N297, пункта 5 ФСО N3, утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015г. N299, пункта 22 ФСО N7, утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014г. N611, поскольку экспертом использованы объекты-аналоги, которые значительно отличаются от объекта оценки по площади, а применённый экспертом коэффициент корректировки по местоположению 74% слишком велик (том 2 л.д. 128-129).
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценивая заключение эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России "данные изъяты". от 07ноября 2016г. N2893/2-4 по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отмечает, что рыночная стоимость земельного участка установлена экспертом на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта, предусмотренное статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 2 л.д. 103). Судом установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В заключении подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчёты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки.
В качестве объектов-аналогов экспертом подобраны два земельных участка, сведения о сделках купли-продажи с которыми содержатся в автоматизированной информационной системе "Мониторинг рынка недвижимости", а также один земельный участок, сведения о характеристиках и рыночной стоимости которого указаны в копии договора купли-продажи имущества, представленной Управлением Росреестра по Республике Мордовия по запросу суда (том 2 л.д. 41). Заключение эксперта содержит указание на кадастровые номера объектов-аналогов, их площадь, назначение, адреса. В связи с тем, что объект оценки и объекты-аналоги различаются по площади и местоположению экспертом применена корректировка на местоположение и размер участка.
Расчёт коэффициента корректировки на местоположение экспертом в заключении приведён и обоснован.
Административный истец согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". О проведении повторной экспертизы лица, участвующие в деле, не ходатайствовали. Доказательств, которые опровергали бы установленную экспертом стоимость, либо свидетельствовали об ином её размере, административными ответчиками не представлено.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Приведённое заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оно полное, ясное, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, и соответствует требованиям федеральных стандартов оценки.
Поэтому суд не усматривает оснований для несогласия с заключением эксперта и заключение эксперта может быть принято в целях установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление экспертом рыночной стоимости земельного участка является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Учитывая, что в данном случае оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена в результате массовой государственной оценки на основании Приказа Госкомимущества Республики Мордовия от 27ноября 2014г. N42 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия", а не по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, Госкомимущество Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия являются надлежащими административными ответчиками по данному административному делу.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 01января 2015г.
ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" подало в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков 16 марта 2016г.
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2016г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 настоящего Федерального закона сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме этого, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Удовлетворение требования административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поэтому с учётом разъяснений, данных судам в пункте 31 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы должны быть отнесены на административного истца.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
Государственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается. Об этом судам даны разъяснения в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30июня2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 2000 рублей.
Согласно платёжному поручению N286 от 14 июля 2016 г. административным истцом уплачена государственная пошлина в большем размере - 4500 рублей (том 1 л.д. 9).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная обществом государственная пошлина в сумме 2500рублей (4500 рублей - 2000рублей) подлежит возврату административному истцу.
Руководствуясь статьями 174, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административный иск открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 167920кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земельного участка - земли населённых пунктов, разрешённое использование: для обслуживания и эксплуатации зданий и сооружений, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01января 2012 г., в размере 17047238рублей (семнадцать миллионов сорок семь тысяч двести тридцать восемь) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Датой подачи административного искового заявления открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 16 марта 2016г.
Судебные расходы отнести на открытое акционерное общество "Мясокомбинат "Оброченский".
Возвратить открытому акционерному обществу "Мясокомбинат "Оброченский" государственную пошлину, уплаченную согласно платёжному поручению N286 от 14 июля 2016 г., в сумме 2500 (две тысячи пятьсот) рублей.
На решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2016г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.